Новости

Все новости

43% российских компаний находятся в процессе замещения иностранных ИТ-решений — исследование Naumen

В первой половине 2022 года российский рынок ИТ-решений для бизнеса претерпел масштабные изменения. Крупные иностранные вендоры прекратили продажу и поддержку своих продуктов на территории России, поставив российские компании перед выбором: продолжать использовать существующий в компании зарубежный софт и осуществлять поддержку своими силами или заменять его на отечественные решения. В период с июня по август 2022 года Naumen опросил 116 организаций из 19 отраслей, чтобы выяснить, как крупный и средний бизнес адаптировался к изменениям на рынке программного обеспечения.

У более чем трети компаний количество зарубежных решений превышает 50%

На сегодняшний день российский бизнес активно использует иностранное ПО. Более трети респондентов (36%) ответило, что доля зарубежных ИТ-решений в компании составляет не меньше половины, у еще 33% организаций — 20–50%. Только четверть опрошенных (25%) пользуется менее чем 20% зарубежного софта.

Топ-3 наиболее зависимых от иностранного ПО отраслей составили нефтегаз, химическая промышленность и банки: каждая вторая организация (50%) в своем ИТ-ландшафте имеет не менее половины зарубежных решений.

Доля зарубежных решений в ИТ-ландшафтах компаний

Бизнес остался без технической поддержки иностранных ИТ-вендоров

Уход многих иностранных ИТ-вендоров с российского рынка лишил компании в первую очередь технической поддержки. На это во время опроса указали 56% респондентов. Для 16% организаций критично выросла стоимость лицензий и услуг. Только пятая часть опрошенных (21%) ответила, что не столкнулась с какими-либо последствиями.

Проблемы с использованием западных ИТ-решений ожидаемо побудили компании приступить к импортозамещению, однако отключение поддержки не стало стимулом для немедленного перехода на российские решения. Наличие работающей on-premise лицензии (на серверах заказчика) позволяет отложить принятие решения о замене вендора на некоторое время. 43% респондентов отметили, что уже находятся в процессе перехода на отечественный софт, а 40% — только планируют сделать это в ближайшее время.

Среди 17% компаний, не имеющих планов по импортозамещению, часть находится в «выжидательной» позиции, а другая уже пользуется преимущественно российскими ИТ-решениями.

Планы компаний по переходу на российские ИТ-решения

Многие организации меняют планы закупок ПО, но не бюджет

Сложная экономическая ситуация в стране незначительно повлияла на планы компаний по цифровизации бизнеса. У 66% организаций бюджет остался прежним, а еще 6% увеличили инвестиции на цифровые инициативы.

О сокращении бюджетов заявили только 18% компаний. Среди них были как крупнейшие представители ритейла, промышленности и строительной отрасли, так и небольшие предприятия легкой промышленности.

Изменения в бюджетах компаний на цифровизацию

Большинство компаний самостоятельно разрабатывает софт

Результаты исследования показали, что большинство компаний прибегает к внутренней разработке. 76% организаций задействуют внутренние ресурсы для создания и внедрения ИТ-решений, при этом практически половина из них распространяет подход на большую часть проектов цифровизации. Компаний, которые во время опроса указали, что закупают готовое ПО или обращаются к разработке на аутсорсе, оказалось только 17%.

Чаще всего внутренней разработкой ИТ-решений занимаются ритейлеры, в том числе из e-commerce, представители сельского хозяйства и банки. У такого распределения ответов несколько причин: во-первых, организации из указанных отраслей чаще использовали иностранные SaaS-сервисы (ИТ-сервисы по подписке), а во-вторых, в России отсутствуют аналоги многим специализированным зарубежным решениям.

«Уход иностранных ИТ-вендоров продемонстрировал нехватку отечественных разработок для „умного земледелия“ и „умных касс“, сервисов быстрой доставки товаров на дом и прочего, — отметил Игорь Кириченко, CEO Naumen. — Например, банки сегодня самостоятельно создают решения для дистанционного банковского обслуживания (ДБО), мобильные приложения и многое другое».

Способы реализации цифровых проектов в компаниях

Популярность облачных сервисов среди российских компаний растет

В начале 2022 года российский бизнес столкнулся со сложностями при использовании иностранных SaaS-сервисов: компании не могли оплатить услуги или даже оказались отключены от ИТ-систем. В результате организации начали переносить процессы на российские облачные сервисы. Выбор пал именно на решения в «облаках» из-за высокой скорости разворачивания ИТ-систем и низкой стоимости по сравнению с разработкой in-house.

«Миграции с западных SaaS-сервисов увеличили спрос на некоторые облачные сервисы Naumen в 2022 году на 300%», — поделился Игорь Кириченко, CEO Naumen.

Исследование показало, что 17% компаний на сегодняшний день продолжают использовать облачные сервисы в прежних объемах, а еще 34% увеличили их долю среди всего используемого софта. В первую очередь это организации из сферы торговли, сельского хозяйства, а также банки и транспортные компании. Заменять часть решений в «облаках» на установленные внутри корпоративного контура стали только 13% организаций.

Около трети респондентов (30%) во время опроса отметило, что не использует облачные решения. Среди выбравших этот ответ больше всего компаний из нефтегазовой отрасли, металлургии и энергетики.

«Нефтегаз, металлургия и энергетика традиционно практически не используют облачные технологии, так как в этих отраслях много объектов КИИ — критической информационной инфраструктуры, и, соответственно, жесткие политики по информационной безопасности. Но у большинства крупных и холдинговых компаний имеются частные облака в дочерних структурах», — пояснил Игорь Кириченко, CEO Naumen.

Использование облачных сервисов в компаниях

Несмотря на сужение ассортимента ПО на рынке, цифровизация российского бизнеса продолжается: бюджеты на внедрение ИТ-решений чаще всего остаются прежними, но пересматриваются планы закупок софта. Новые вызовы запустили несколько трендов: компании стали больше обращаться к облачным сервисам и активно пользуются внутренними ресурсами для разработки ПО.

Похожие новости

VALTEC заменил Confluence на российскую систему управления знаниями Naumen KMS

Российский производитель инженерной сантехники VALTEC внедрил в техническом департаменте систему управления знаниями Naumen Knowledge Management System (Naumen KMS). Новая база знаний оптимизировала работу отдела, повысив производительность сотрудников. Продукт Naumen заменил в компании решение Confluence от ушедшего из России иностранного ИТ-вендора Atlassian.

Партнерская сеть OpenTask обслуживает клиентов на платформе ITSM 365

ИТ-компания OpenTask перевела обслуживание клиентов на облачную платформу ITSM 365. Решение повысило прозрачность технической поддержки, оказываемой партнерской сетью. В системе работает свыше 800 подрядчиков, которые обслуживают более 3,5 тыс. объектов клиентов по всей России.

Абсолют Банк завершил проект по внедрению платформы Naumen Contact Center

Абсолют Банк завершил проект по внедрению платформы Naumen Contact Center для омниканального контактного центра. Использование нового решения позволило увеличить среднюю скорость ответа на входящие телефонные звонки клиентов на 15–25% и сократить время обработки обращений.

Все новости