«Шестерни управления» – казначейская региональная платформа
Эволюция цифрового государства на фундаменте ГАС «Управление»
Месяц назад премьер Михаил Мишустин утвердил «План цифровой трансформации государственного управления». Его идеология с флэшбэками из советского госплана вызвала информационный резонанс. Однако под этот документ подведена не только увлекательная теория, в РФ уже частично реализована и материальная часть в виде ГАС «Управление».
Пока непонятно, каким образом ГАС «Управление» будет интегрирована (и будет ли) в создаваемую Сбером платформу «Гостех», куда в перспективе должны мигрировать все правительственные сервисы социального государства. Сейчас ГАС «Управление» продолжают активно внедрять в регионах страны. Система постепенно превращается в «становой хребет» цифровой государственной власти на местах. В ее реестрах не просто публикуются актуальные документы стратегического планирования, но и отслеживается работа губернаторов и муниципалитетов по этим планам. В сочетании с передовыми инструментами казначейского сопровождения, появившимися только вчера, и вкупе с «Электронным бюджетом» — ГАС превращается в суперсовременную систему контроля и целевого развития экономики «на земле».
Напомним, изначально ГАС «Управление» задумывалась для мониторинга реализации национальных проектов. Это основная функция системы. Несмотря на постепенное размывание самих нацпроектов (отход от четких сроков и целевых критериев эффективности) эта задача все равно осталась в приоритете. Ведь по всем субъектам продолжаются большие транспортные и промышленные стройки с участием бюджетных денег, государство расширяет объемы и функционал своего нового инвестиционного механизма под названием «инфраструктурный кредит». На этом фоне правительство активно внедряет региональные модули ГАС «Управление». Недавно появилась информация о строительстве такого модуля в
Мария Литовко, заместитель губернатора председателя Правительства Севастополя (из выступления на
— В этом году мы запустили и будем совершенствовать систему мониторинга в разрезе национальных проектов. По каждому проекту мы четко понимаем, прогнозируем, где у нас группа риска, даже если еще начало года, где нужно ускоряться с государственными контрактами, где есть риски по недостижению национальных целей. Это существенное подспорье в закупочной деятельности.
Региональные модули ГАС «Управление» позволяют отслеживать реализацию инфраструктурных проектов с государственным участием по каждому региону страны, вести мониторинг строительства объектов, видеть риски реализации мероприятий, а также рассчитывать уровень достижения проектов. Есть еще одна прорывная функция, ставшая возможной благодаря цифровым казначейским сервисам — можно анализировать целесообразность и качество исполнения государственных контрактов — чего ранее не предполагалось даже в теории. А это значит, что у властей появился работающий инструмент нормирования государственных затрат.
Задача совпадает с запросом от руководителей регионов на отслеживание средств по нацпроектам в Единой информационной системе закупок. Просьба создать такой функционал в ЕИС поступала в Госдуму и Казначейство от государственных заказчиков. Специальная маркировка контрактов поможет увидеть, как расходуются деньги нацпроектов, поступившие в региональный бюджет; формировать соответствующую отчетность.
Автоматизированная бухгалтерия
Подчеркнем, что согласно официальным планам, к 2030 году государство планирует отказаться от ручного ввода отчетности в рамках мониторинга национальных целей за счет автоматизированного сбора данных. А система ГАС «Управление» позволит осуществлять онлайн мониторинг их достижения. Еще на платформе ГАС можно будет выводить прогнозы достижения показателей наццелей. У субъекта часто запрашивают одни и те же данные несколько федеральных ведомств. Причем данные предоставляются разные: в одном случае, все плохо, в другом — наоборот. С введением ГАС «Управление» информация будет единой. Большая часть задуманного, уже реализована на практике.
Естественным образом автоматизация сбора данных запускает в ход еще одну популярную функцию — это оценка профессионализма и компетентности местных органов власти. Изначально планировалось, что посредством ГАС «Управление» будет оцениваться работа чиновников «по достижению важнейших показателей
Концессионный надзор
Примечательно, что проекты
С недавних пор государство активно взялось за реализацию концессионной политики — стратегический размах и финансовые объемы этой деятельности впечатляют. Только в рамках Дальневосточной и Арктической концессии фигурирует цифра в 300–500 млрд рублей. Эти деньги планируется привлечь — под гарантию государства расплатиться с инвесторами в ближайшие 20 лет. Внедренный по поручению Президента Российской Федерации механизм «квоты в обмен на инвестиции» применяется не только Минвостокразвития. У него огромные перспективы практически во всех отраслях и во всех регионах, не только на Дальнем Востоке и в Арктике.
Замечательно и то, аналогичные требования размещения данных в системе возлагаются не только на концедента, но и на публичного партнера.
Интеграция систем — синтез управленческих решений
С технической точки зрения перед оператором системы стоит несколько фундаментальных задач.
По некоторым неофициальным данным они уже полностью или частично выполнены.
1) Интеграция ГАС «Управление» и ГИИС «Электронный бюджет» для обеспечения сбора, обработки и визуализации данных по показателям достижения национальных целей. 2) Доработка локальных систем ведомств и субъектов для автоматизированной выгрузки данных в ГАС «Управление». 3) Доработка локальных систем госкорпораций и коммерческих организаций для автоматизированной выгрузки данных в ГАС «Управление».
Третий пункт выглядит весьма интересным с точки зрения дальнейшего развития корпоративного капитализма в РФ. Если крупнейшие компании и естественные монополии страны естественным образом «включатся» в ГАС «Управление» — это во многом упростит работу над реформой
На своем софте
Все решения ГАС «Управление» реализованы в единой
— Перевод системы управления эксплуатации на стек импортозамещенных технологий стал очередным технологическим вызовом. Перед нами стояла задача не просто поменять, а доказать, что отечественный софт способен работать на сопоставимом с мировыми лидерами ИТ и в