Новости

Все новости

Страховщики отказываются от чат-каналов для обслуживания клиентов — исследование Naumen

2.jpg

В конце 2023 года компания Naumen завершила девятое ежегодное исследование контакт-центров страховщиков, которое охватило 76 ведущих страховых компаний — лидеров по объему премий рэнкинга RAEX 2023. В рамках исследования было сделано более 2500 телефонных звонков и чат-запросов по методу Mystery Client. Анализ клиентского сервиса в отрасли выявил тренд на дальнейшее сокращение числа цифровых каналов для клиентских коммуникаций в отрасли. При этом клиентам стало проще дозвониться в страховую компанию и получить полную консультацию — доступность и качество обслуживания по телефону выросли на 7-9 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом.

Запреты и ограничения продолжают негативно влиять на обслуживание в текстовых каналах

В 2023 году страховые компании продолжили уходить из текстовых каналов. Так, 66% страховщиков из топ-76 не используют ни одного текстового канала для консультаций неавторизованных клиентов. Это на 6 процентных пунктов больше, чем в прошлом году. При этом еще в 2022 году доля не использующих чат-каналы страховщиков выросла с 38% до 60%. Это было связано с блокировкой Instagram и Facebook (запрещены на территории РФ), которые до этого были очень распространенными каналами консультаций. Если в 2022 году пять каналов обслуживания использовали 3% страховщиков, то в 2023 году этот процент свелся к нулю. С 8% до 5% снизилось число страховщиков, использующих три канала. Часть компаний, использовавших от одного до трех каналов, вообще отказалась от обслуживания в них.

image001.png

«В 2023 году на отрицательную динамику в развитии чат-каналов повлиял запрет использования иностранных мессенджеров, который распространяется в том числе на страховые компании, ограничивающий использование этих каналов для ряда задач и фактически запрещающий предоставлять любые консультации с персональными и платежными данными», — отметила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.

Страховщики уходят из мессенджеров, но не приходят в другие чат-каналы для обслуживания неавторизованных клиентов

Запрет на использование иностранных мессенджеров для части операций напрямую сказался на использовании этих каналов страховщиками. Количество компаний, консультирующих в Telegram, WhatsApp и Viber, сократилось более чем в два раза. Так, в наиболее используемом для задач клиентского сервиса мессенджере Telegram в этом году обслуживают клиентов только 8% страховых компаний против 15% в 2022 году.

В WhatsApp предоставляют консультации 4% страховщиков, хотя еще в прошлом году это делала почти каждая десятая компания. Осталась всего одна страховая компания, продолжающая обслуживание в Viber.

image003.png

Отказ от мессенджеров не привел к развитию альтернативных текстовых каналов. Количество страховых компаний, у которых есть чат на сайте, почти не изменилось — 20 против 19 в прошлом году. Консультацию в чате смогли предоставили 14 страховщиков, то есть 18% игроков из выборки исследования.

Социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» как каналы обслуживания тоже не показали особой динамки. Во «ВКонтакте» количество консультирующих клиентов страховщиков уменьшилось с 22 до 20 компаний, что составило 26% из выборки исследования. В «Одноклассниках», как и в 2022 году, вели обслуживание 4 страховые компании, 5% от выборки.

В сравнении со страховыми компаниями банки и ритейлеры активнее осваивают «ВКонтакте» — в этой соцсети консультируют 68% банков и 84% ритейлеров из топ-100. В освоении «Одноклассников» страховщики тоже уступают другим отраслям — там консультируют клиентов 27% банков и 29% ритейлеров.

image005.png

Каналом с самым высоким качеством обслуживания остался чат на сайте

Чат на сайте по-прежнему остается каналом с самым высоким качеством обслуживания. В 2023 году качество обслуживания в чате на сайте составило 91%, что немногим выше результатов этого же канала в прошлом году. В чате на сайте самая высокая скорость консультаций: 87% вопросов получили ответ в течение 15 минут.

Viber в этом году сдал позиции и уступил первое место по качеству чату на сайте. Но в этом канале ведет обслуживание всего одна компания, поэтому результат является сугубо индивидуальным. На третьем месте по качеству находится Telegram с 87% против 80% в 2022 году. Рост связан с повышением скорости консультаций. WhatsApp же просел на 7% до 83%, что вызвано, наоборот, снижением скорости консультаций.

«Одноклассники» впервые опередили по уровню качества «ВКонтакте». Причина изменения позиций — более высокая скорость ответов в «Одноклассниках» по сравнению с 2022 годом, а также отсутствие роста качества обслуживания во «ВКонтакте».

image007.png

Страховщики за 20 секунд приняли более 70% звонков и ответили с первого раза на 80% вопросов

В отличие от цифровых каналов, уровень доступности телефонных линий страховщиков в 2023 году вырос на 7% до 83%. Это значит, что все 83% телефонных звонков были приняты операторами контакт-центров в пределах 90 секунд ожидания ответа. При этом на 11% до 71% увеличилась доля звонков, принятых в течение первых 20. В части уровня доступности телефонных линий в 2023 году страховые вновь обогнали банки, у которых она составила 79%, и уступили ритейлерам, где она составила 86%.

В 2023 году страховщики смогли решить большее количество вопросов в ходе первого обращения по сравнению с прошлым годом. Общий уровень качества сервиса (FCR) составил 80% против 71% в прошлом году. При этом доля консультаций, предоставленных на первой линии, выросла на 19 процентных пунктов до 70%.

«По показателю FCR страховые компании по-прежнему уступают банкам и ритейлу. Это связано с тем, что входящие линии мало ориентированы на работу с потенциальными клиентами и часть вопросов операторы пытаются сразу конвертировать в заявки для передачи в отдел продаж»,Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.

Каждая пятая страховая компания использует чат-ботов

В 2023 году чат-боты в неавторизованных каналах работали у 15 российских страховщиков, уровень проникновения технологии в отрасль составил 20%. Темпы внедрения чат-ботов в 2023 году замедлились: в 2022 году прирост страховщиков с чат-ботами в неавторизованных каналах был 66%, а в этом году только 36%. Чаще всего чат-боты страховых компаний работают в чате на сайте: в этом канале страховщики запустили 10 чат-ботов. Большинство чат-ботов — 73% по-прежнему сосредоточено в крупных и средних страховых компаниях, которые получают большой объем обращений и могут достичь максимального экономического эффекта от автоматизации обслуживания.

«Страховые компании постепенно сокращают разрыв с банками и ритейлом в уровне проникновения чат-ботов в клиентский сервис, но пока в других отраслях автоматизацию в текстовых каналах обслуживания освоило большее число игроков. Так, чат-боты в неавторизованной зоне есть у 27% банков из топ-100 и у 35% ритейлеров»,Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.

Голосовые помощники менее востребованы у страховщиков, чем чат-боты

В 2023 году на входящих линиях страховщиков было обнаружено пять голосовых помощников, что на одного помощника больше, чем в годом ранее. Уровень проникновения голосовых помощников в отрасль составил лишь 6,5%, что существенно ниже, чем для чат-ботов, которые внедрены у 20% страховщиков.

Банки особенно сильно опережают страховые компании по использованию ИИ. Так, голосовые помощники на входящих линиях есть у 21% банков и у 12,5% ритейлеров.

Рэнкинг контакт-центров страховщиков

В топ-3 по качеству обслуживания в цифровых каналах среди крупных, средних и небольших страховых в 2023 году вошли «АльфаСтрахование», «Югория» и «ППФ Страхование жизни» соответственно.

Лидерами по качеству клиентского сервиса на входящих телефонных линиях среди крупных, средних и небольших страховых компаний стали «АльфаСтрахование», «Ю-Лайф» и «Ак Барс Страхование».

В топ-3 страховых компаний с лучшими чат-ботами в 2023 году вошли «Совкомбанк Страхование», «Ренессанс Жизнь» и «Ингосстрах». Лучший голосовой помощник по совокупность консультационных и диалоговых навыков запущен у СК «Кардиф».

Методология

Исследование дистанционного клиентского сервиса проходило в период с октября по ноябрь 2023 года и охватило 76 ведущих страховых компаний — лидеров по объему страховых премий рэнкинга RAEX 2023. Оценке подвергались скорость и качество обслуживания клиентов в текстовых каналах неавторизованной зоны (чаты, мессенджеры, соцсети) и по телефону, а также работа голосовых и чат-ботов.

В ходе исследования было сделано свыше 300 обращений в доступные неавторизованные текстовые каналы страховых организаций, а также более 2 300 звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов.


Другие новости

Петрович ускорил обслуживание на 9,9% после внедрения Naumen KMS

Строительный торговый дом «Петрович» на 9,9% сократил среднее время обработки обращения в контакт-центре благодаря российскому решению по управлению знаниями Naumen KMS и голосовому боту-суфлеру на основе Naumen Conversational Intelligence. База знаний на технологиях Naumen стала единым источником знаний для более чем 950 сотрудников нескольких отделов.

Обновленный Naumen SAM для управления программными активами заменит решения от Flexera и Snow

Naumen выпустил новую версию решения для управления программными активами — Naumen SAM 3.0. Значительное расширение функционала, повышенные стандарты безопасности, стабильная и быстрая работа при высоких нагрузках позволяют решению в новой версии конкурировать с мировыми лидерами в своей категории.

«Цифра брокер» и «Цифра банк» внедрили систему управления сервисными процессами на базе Naumen Service Desk Pro

«Цифра брокер» и «Цифра банк», входящие в финансовую группу «Цифра», успешно завершили проект по внедрению автоматизированной системы управления сервисными процессами на базе решения Naumen Service Desk Pro. Новая система управления повысила сервисно-ориентированный подход компаний и эффективность процессов управления услугами.

Все новости