В 2022 году в Telegram консультируют в два раза больше страховщиков, но ответа придется ждать больше часа — исследование Naumen
Ежегодное исследование
Страховщики сокращают число используемых цифровых каналов для консультаций
В 2022 году в страховом клиентском сервисе наблюдается тенденция к сокращению числа
Организации предпочитают авторизованную зону, поскольку во время консультирования она позволяет видеть всю информацию о клиенте — используемый продукт, полную историю обращений и прочее. В свою очередь входящая линия — традиционный и самый старый канал.
«Страховщики в целом осваивают цифровые каналы медленнее других отраслей. Одна из возможных причин заключается в меньшем потоке входящих обращений по сравнению с банковской отраслью или ритейлом. У страховых компаний нет такой острой потребности в диверсификации каналов, а также в добавлении асинхронных текстовых каналов, в которых оператор может одновременно обрабатывать несколько обращений», — отметила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.
Среди страховщиков, сохранивших консультирование клиентов в неавторизованной зоне, самым распространенным каналом общения с пользователями является социальная сеть «ВКонтакте». Ее выбирают 29% организаций, что соответствует уровню прошлого года. Чат на сайте занял второе место с результатом в 19%, однако еще год назад канал использовали 23% представителей страховой отрасли.
Другой крупный тренд, наблюдающийся не только в страховой, но и в банковской и розничной отраслях, — активное использование мессенджера Telegram в клиентском сервисе. Количество страховых компаний, консультирующих клиентов в канале, выросло более чем в два раза и составило 15%. Страховщиков, выбравших для клиентских консультаций WhatsApp, тоже стало больше: в 2022 году мессенджер используют 9% организаций по сравнению с 7% в прошлом. «Одноклассники» и Viber остаются мало распространенными в страховом сегменте каналами: их применяют 5% и 4% компаний соответственно.
«В 2021 году первое место в топе занимал Facebook*, в котором вели обслуживание 35% компаний, а „ВКонтакте“ делил второе место с Instagram* с показателем почти в 30%. Активное освоение Telegram — общий для всех отраслей тренд, с помощью этого мессенджера компании пытаются компенсировать потерю запрещенных соцсетей как площадок маркетинговых односторонних коммуникаций и канала клиентского сервиса», — отметила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.
Популярный канал с высоким качеством обслуживания — чат на сайте
Качество обслуживания в цифровых каналах оценивается в баллах по таким критериям как скорость и полнота ответа на основные и дополнительные вопросы, культура речи и вежливость. Площадкой с самым высоким уровнем обслуживания у страховых
В прошлом году Viber делил первое место с Telegram, но в 2022 году мессенджер просел в качестве сервиса
Два последних места в рейтинге по качеству обслуживания занимают каналы «ВКонтакте» (78%) и «Одноклассники» (70%). Страховщики на этих площадках традиционно долго отвечают на вопросы клиентов.
Быстрее всего клиенты страховых компаний могут получить консультацию в Viber — 80% вопросов в мессенджере решаются за 15 минут. На втором месте по скорости ответов чат на сайте с результатом в 70%. Показатель ухудшился по сравнению с 2021 годом: тогда в течение этого времени решалось 85% вопросов. Замыкает
Скорость обслуживания в Telegram в 2022 году снизилась на 44 п.п. Если в прошлом году в мессенджере 100% вопросов решалось в течение 15 минут, то в этом — только 56%. Во время исследования ответ в Telegram иногда приходилось ждать часами.
«В 2022 году Telegram для консультирования клиентов используют значительно больше компаний, но не всем из них удается соблюдать высокие стандарты по скорости ответа. В ходе исследования мы также заметили, что медленее отвечать в Telegram стали и те страховщики, которые в прошлом году показывали высокую скорость реакции на сообщения. Возможно, в ситуации виноват рост нагрузки на
Лидерами по качеству обслуживания в цифровых каналах среди крупных, средних и небольших страховых в 2022 году оказались «Ингосстрах», «Капитал Life» и «Арсеналъ» соответственно.
Качество обслуживания на входящих линиях снизилось
В 2022 году доля вызовов, принятых операторами страховых компаний в первые 90 секунд, составила 76%, при этом в течение 20 секунд ответ получили 60% входящих звонков клиентов. С прошлого года оба показателя не изменились. Наиболее распространенная в российских компаниях практика — стремиться принимать 80% звонков за 20 секунд.
«В этом году страховые впервые обогнали банки по уровню доступности, поскольку показатель последних просел на 8 п.п. и стал рекордно низким (69%) за пять лет. Ритейлеры традиционно лидируют (82%), так как для них входящие линии — важный канал продаж», — пояснила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.
Доля звонков, в которых вопрос клиента решили с первого раза на первой или второй линии, составила 71%, что на 4 п.п. ниже прошлогоднего показателя. Качество консультаций у страховых традиционно уступает банкам или ритейлу, поскольку входящая линия не рассматривается как канал продаж — операторы редко могут проконсультировать звонящих по страховым продуктам и передают их контакты специалистам по продажам.
Лидерами по качеству клиентского сервиса на входящих линиях среди крупных, средних и небольших страховых компаний стали «СберСтрахование», «Райффайзен Лайф» и «Евроинс Туристическое Страхование».
Количество чат-ботов в страховых выросло более чем на 80%
В 2022 году страховщики нарастили количество
Чаще всего
В
Голосовые интеллектуальные помощники мало распространены в страховой отрасли: они есть только у 5% компаний. В 2021 году в ходе исследования были обнаружены три голосовых ассистента на входящей линии, два из которых в этом году превратились в одного
Голосовые помощники страховых компаний по уровню диалоговых навыков опережают ботов в других отраслях.
«Представители страховой отрасли по уровню освоения ИИ пока находятся в догоняющей позиции в сравнении с банками или ритейлом, но постепенно число голосовых помощников будет расти. Ключевые ограничивающие факторы сейчас — это более высокая стоимость и сложность запуска голосовых помощников, а также сохраняющиеся у некоторых игроков опасения доверить
Методология
Исследование проходило в период с сентября по ноябрь 2022 года и охватило 75 страховых компаний с топовыми позициями по собранным страховым премиям рейтинга RA Expert 2021. Оценке подвергались скорость и качество обслуживания клиентов в текстовых каналах неавторизованной зоны (чатах, мессенджерах, соцсетях) и по телефону, а также работа голосовых и
В ходе исследования дистанционного клиентского сервиса было сделано свыше 250 обращений в доступные неавторизованные текстовые каналы страховых организаций, а также более 2,3 тыс. звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов.