Новости

Все новости

Каждый пятый банк в России до сих пор не обслуживает клиентов в цифровых каналах — исследование NAUMEN

Компания NAUMEN подвела итоги ежегодного исследования работы контактных центров российских банков, их активности в цифровых каналах и уровня проникновения виртуальных ассистентов: чат-ботов и голосовых помощников. В 2021 году исследование охватило 103 розничных банка, занимающих верхние позиции по размеру активов (по данным ЦБ РФ).

Для текущего времени характерна трансформация привычных форм взаимодействия клиентов с организациями, и банки не стали исключением. Режим удаленной работы и карантинные ограничения, в дополнение к тренду на развитие сервисов самообслуживания, мобильных приложений, открывают широкие возможности для дистанционного обслуживания, и вместе с этим, увеличивают нагрузку на контактные центры и цифровые каналы общения финансовых организаций с пользователями услуг.

Несмотря на это, пятая часть исследуемых банков все еще не обслуживают клиентов ни в одном из цифровых каналов (соцсети, мессенджеры, чаты). По сравнению с предыдущим годом, этот показатель снизился на 6 п.п. В основном, это небольшие банки с размерами активов менее 100 млрд руб. Треть банков использует 4–6 каналов обслуживания, это преимущественно социальные сети Instagram, Facebook и «ВКонтакте» — их используют все или почти все банки с 4–6 каналами обслуживания. Такие каналы, как чат на сайте и «Одноклассники», используются реже, мессенджеров совсем мало. Суммарно, уровень того, насколько банки используют весь потенциал цифровых каналов, напрямую коррелирует с размером банка: крупнейшие банки освоили эти возможности лучше остальных, средние банки — лучше малых.

Исследуя традиционный канал дистанционного обслуживания — звонки, эксперты впервые заметили среди банков с активами выше 1 трлн рублей (1 группа) существенное снижение среднего показателя доступности контакт-центров — времени соединения с оператором или подключения робота и интерактивного голосового меню (IVR). В исследовании при измерении доступности учитывались те звонки, в которых время соединения не превышало 90 секунд после постановки в очередь. В 2021 году доступность крупнейших банков опустилась на 12 п.п. до 65%, у пяти из 13 банков падение показателя было существенным — от 20% до 54%. Возможно, это произошло именно из-за чрезмерной нагрузки на контакт-центры крупнейших банков. В то же время финансовые организации с меньшим размером активов (менее 1 млрд рублей) преодолели этот период с положительной динамикой.

«Периоды локдауна и ограничений дополнительно увеличивают нагрузку на дистанционные каналы обслуживания банков, которая и без того растет естественным путем, так как все больше клиентов пользуется онлайн-банкингом и мессенджерами. Банкам снова потребовалась гибкость для расширения ресурсов и перехода на удаленный режим. Для крупных организаций, у которых количество клиентов может измеряться десятками миллионов, это априори сложная задача, отсюда и снижение доли звонков, которые они принимают сравнительно быстро», — отметил Михаил Черешнев, директор по маркетингу и развитию бизнеса департамента контакт-центров и роботизированных систем NAUMEN.

Качество сервиса, который банки оказывают через телефонный канал обслуживания, наоборот, оказалось самым высоким за десятилетнюю историю наблюдений. Показатель FCR (First Call Resolution) в каждой группе исследуемых банков составил не менее 99%, то есть на все заданные вопросы ответ был получен при первом обращении.

«В редких случаях при контрольных звонках происходил разрыв связи при переводе на вторую линую поддержки, именно из-за этого мы не могли оценить качество обслуживания в 100%, но это незначительный недобор. Показатели говорят о высоком уровне организации поддержки в российских банках: операторы хорошо владеют информацией о продуктах и услугах, а системы, содержащие эту информацию, доступны и находятся под рукой», — подчеркнул Михаил Черешнев.

NAUMEN составил рейтинг банков с лучшим телефонным обслуживанием. В своих группах первые места заняли Банк Открытие, Тинькофф и Держава. С полным рейтингом можно ознакомиться по  ссылке.

Цифровые каналы коммуникации: соцсети, мессенджеры, чат на сайте, также становятся значимым ресурсом при выстраивании взаимодействия с клиентами. Крупнейшие представители отрасли по размерам активов оказались лидерами по доступности в цифровой среде. Наиболее высокий показатель у первой группы, состоящей из 13 банков — 99%, таким образом если организация уже имеет аккаунт или сообщество в цифровом канале, клиент гарантированно получает в нем ответ.

Наиболее активно развивающимся каналом для консультаций клиентов в 2021 году стал Instagram. За год количество банков, обрабатывающих вопросы в директе этой соцсети, выросло на 19 п.п. до 53%. Сейчас это третий по востребованности канал для клиентских консультаций среди 103 исследуемых банков.

«Постепенно уменьшается количество банков, которые используют социальные сети только для маркетинговых коммуникаций и не отвечают на обращения в личных сообщениях. Это говорит о том, что банки стремятся максимизировать свою доступность для клиентов и привыкают к тому, что часть запросов приходит в этих каналах», — отмечает эксперт.

Тренд характерен для всех социальных сетей, но по сравнению с 2020 годом особенно сильный прирост банков, которые предоставляют консультации в соцсетях, заметен во «ВКонтакте» и Instagram. В 2020 году 33% банков, присутствующих в «ВКонтакте», использовали сеть только для маркетинговых целей, сейчас таких банков 17%. В прошлом году 44% компаний использовали сообщество в Instagram исключительно для рекламы, в 2021 году — 25%.

Традиционно обслуживание банков в чатах и мессенджерах превосходит по качеству работу с обращениями в социальных сетях из-за высокой скорости консультаций. Но по мере того, как аудитория привыкала к возможности общаться с кредитными организациями через Telegram и WhatsApp, возросший трафик сказывался на времени ответов. Если в 2020 году за первые 15 минут в указанных мессенджерах банки решали 90–100% обращений, в 2021 за 15 минут обслуживают только 65–70% запросов.

В рейтинге банков по уровню обслуживания в цифровых каналах, составленном NAUMEN, первые места в своих группах заняли Промсвязьбанк, Центр-Инвест и Пойдем!. С остальными участниками можно ознакомиться по  ссылке.

Роботизация банковской сферы в 2021 году показала существенный рост — количество чат-ботов в банках выросло на 57% по сравнению с прошлым годом. Часть прироста — это новые внедрения, часть — масштабирование уже запущенного чат-бота в новые каналы обслуживания.

«Распространение текстовых роботов обусловлено несколькими факторами. Во-первых, отрасль постепенно убеждается в эффективности технологии, отсюда масштабирование технологии в новые каналы. Во-вторых, растет зрелость технологий диалогового искусственного интеллекта на российском рынке, снижается порог входа, появляются no-code решения. В-третьих, растет нагрузка на клиентский сервис в целом и на цифровые каналы в частности, а с этим целесообразно справляться автоматизацией, а не расширением штата», — считает Михаил Черешнев.

Голосовые роботы реже встречаются в российских банках, что обусловлено сложностью и высокой стоимостью проекта автоматизации обслуживания в голосе. В 2021 году эксперты NAUMEN обнаружили 11 голосовых ботов на входящих линиях обслуживания. При этом уровень диалоговых и предметных навыков голосовых ботов в этом году повысился: лидер рейтинга ответил на все 8 контрольных вопросов экспертов, в то время как в прошлом году максимальный показатель был 6 вопросов из 8. Роботам задавали вопросы с разной степенью детализации и оценивали корректность понимания информации. Ботов спрашивали о досрочном погашении кредита или расположении ближайшего банкомата, но некоторые вопросы вызывали больше сложностей, например: «Какой срок зачисления платежа на карту другого банка?».

Лучшим голосовым роботом по оценке NAUMEN стал бот Олег от Тинькофф. Самое высокое качество обслуживания чат-ботом у банка ВТБ. Другие позиции рейтинга можно узнать по  ссылке.

Методология

Исследование доступности и качества обслуживания в контактных центрах российских банков проводится NAUMEN регулярно с 2013 года. Основу исследования составляет массовый обзвон по методу Mystery Client, который совершают операторы аутсорсингового контактного центра ГРАН.

В рамках исследования с 25 июля по 5 октября 2021 года было сделано более 4 130 звонков в контактные центры 103 российских банков, занимающих верхние позиции по размеру чистых активов (по данным ЦБ РФ).

Исследование 2021 года проводилось по трем направлениям:

  • телефонное обслуживание в контактных центрах;
  • обслуживание в веб-чате, мессенджерах и соцсетях;
  • использование чат-ботов и голосовых помощников в текстовых и голосовых каналах.

Для каждого из направлений задавались контрольные вопросы нейтрального характера, касающиеся типовых банковских продуктов и услуг, например:

  • Какой у вас самый высокий процент по рублевому вкладу?
  • Какие документы необходимы для получения кредита?

Роботам задавали восемь предметных вопросов, включая:

  • Как досрочно частично погасить кредит?
  • Не могу войти в мобильное приложение, что делать?
  • Как посмотреть реквизиты карты в приложении?

Полученная статистика сравнивалась с данными иностранных аналитических отчетов, а также с результатами прошлогоднего исследования NAUMEN. Полное исследование доступно по ссылке: https://naumenresearch.ru/bank_research_2021/research/

Другие новости

Петрович ускорил обслуживание на 9,9% после внедрения Naumen KMS

Строительный торговый дом «Петрович» на 9,9% сократил среднее время обработки обращения в контакт-центре благодаря российскому решению по управлению знаниями Naumen KMS и голосовому боту-суфлеру на основе Naumen Conversational Intelligence. База знаний на технологиях Naumen стала единым источником знаний для более чем 950 сотрудников нескольких отделов.

Обновленный Naumen SAM для управления программными активами заменит решения от Flexera и Snow

Naumen выпустил новую версию решения для управления программными активами — Naumen SAM 3.0. Значительное расширение функционала, повышенные стандарты безопасности, стабильная и быстрая работа при высоких нагрузках позволяют решению в новой версии конкурировать с мировыми лидерами в своей категории.

«Цифра брокер» и «Цифра банк» внедрили систему управления сервисными процессами на базе Naumen Service Desk Pro

«Цифра брокер» и «Цифра банк», входящие в финансовую группу «Цифра», успешно завершили проект по внедрению автоматизированной системы управления сервисными процессами на базе решения Naumen Service Desk Pro. Новая система управления повысила сервисно-ориентированный подход компаний и эффективность процессов управления услугами.

Все новости