Новости

Все новости

Названы ключевые направления для усиления стратегий цифровой трансформации компаний в 2021 году

В числе важнейших — цифровые бизнес-модели, развитие цифровой инфраструктуры, повышение вовлеченности сотрудников и развитие нового поколения цифровых кадров.

29 октября состоялась онлайн-конференция «Цифровая трансформация: Что нас ждёт в 2021 году». Организаторами выступили консалтинговая компания Strategy Partners и ИТ-разработчик NAUMEN. Мероприятие собрало более 300 представителей бизнеса — топ-менеджеров С-level, определяющих и влияющих на повестку цифровой трансформации в компаниях, а также экспертов из ИТ-индустрии, представителей органов исполнительной власти, финансовых организаций и консультантов.

Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и кратное увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий возведено в ранг национальной цели. Но готовы ли сами компании к масштабной цифровой трансформации? Насколько зрелым является российский рынок ИТ-решений? Что могут предложить финансовые институты и государство в качестве современных инструментов финансирования и поддержки изменений?

В ходе онлайн-конференции «Цифровая трансформация: Что нас ждёт в 2021 году» эксперты обсудили текущее состояние цифровизации российских компаний, технологические решения, которые могут помочь бизнесу и государству оправиться после удара пандемии, тренды и барьеры на пути цифровой трансформации, а также обменялись практическим опытом в реализации трансформационных проектов.

Алексей Праздничных, партнер компании Strategy Partners в своем выступлении подчеркнул, что цифровая трансформация должна начинаться прежде всего с преобразования бизнес-модели компании и приводить к существенным изменениям для бизнеса. Внедрения цифровых технологий уже недостаточно, так как нужна организационная трансформация и изменение корпоративной культуры.

«Мы ежегодно проводим оценку готовности российских компаний к цифровой трансформации, — отметил Алексей Праздничных. — По результатам исследования этого года, которое мы проводили совместно с Минцифрой, Министерством промышленности и Минтрансом, 15–20% присматриваются к цифровой трансформации, но не запустили полномасштабную работу, около 70–80% запустили цифровую трансформацию и только небольшая часть российских компаний (около 5%) являются лидерами и демонстрируют высокую степень готовности к цифровой трансформации. Причем разрыв между тремя этими группами достаточно большой».

Согласно исследованиям Strategy Partners в числе ключевых барьеров цифровой трансформации, которые сегодня видят российские компании — это нехватка специализированных кадров, финансовых ресурсов и непонимание возможностей отдельных цифровых решений. В следующем году активнее всего будут развиваться такие направления как: создание цифровых платформ, экосистем; развитие проектов на основе больших данных; трансформация рабочих мест, кадров и компетенций.

Интерактивный опрос участников онлайн-дискуссии показал, что приоритетными блоками для актуализации и усиления стратегий цифровой трансформации в 2021 году станут: цифровые бизнес-модели и цифровые продукты, развитие цифровой инфраструктуры (ИТ-инфраструктура, ИТ-архитектура, ИТ-безопасность, работа с данными, инфраструктура разработки), вовлеченность сотрудников в цифровую трансформацию и развитие цифровой культуры.

Дмитрий Булкин, директор по развитию бизнеса NAUMEN, в своем выступлении рассказал, как меняется рынок решений, какие направления развиваются сегодня и какие тренды ожидаются в 2021 году.

«Основные задачи этого года, безусловно, были связаны с пандемией, хотя часть из них была известна уже два-три года назад, — рассказал Дмитрий Булкин. — Многие заказчики перешли на удаленный режим работы, поэтому увеличился спрос на развертывание удаленной инфраструктуры. Кроме того, стремясь быть ближе к клиенту, компании пытались сократить цепочку поставок, убрать посредников. В выигрыше оказались те, кто изначально делал ставку на эти тренды, в частности, СТД „Петрович“. Компания в течение пяти последних лет развивает систему омниканальности и повышает качество сервиса дистанционных каналов обслуживания. На фоне падающего рынка весной и летом 2020 года онлайн-продажи ретейлера выросли на 108%».

По словам эксперта, большое направление связано с оптимизацией внутренних затрат: роботизация процессов там, где можно исключить труд людей, а также оптимизация работ по выводу продуктов на рынок. Помимо этого, заказчики стремятся снизить транзакционные издержки, переиспользуя имеющиеся компоненты ИТ-инфраструктуры. Если внедренную платформу можно тиражировать на другие задачи, это ускоряет автоматизацию новых процессов и минимизирует расходы на интеграцию.

«Еще одним ключевым трендом стал спрос на капитализацию знаний, — добавил Дмитрий Булкин. — Компании оставляют как можно больше цифровых следов сотрудников для последующего использования этих данных, в том числе при создании виртуальных ассистентов».

В ходе онлайн-голосования на тему «Готовность рынка поставщиков: каких решений не хватает заказчикам сегодня?», участники выделили решения по цифровизации операционной деятельности компаний (13%), по управлению данными и аналитике (13%), проектированию и управление продуктами (11%), а также управлению бизнес-процессами, цифровыми платформами и средами для разработки решений (11%).

Сергей Меламед, старший управляющий директор — директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка, поделился опытом перехода от классического банка к технологической компании:
«Открытость — это не угроза, а возможность. Сегодня под цифровой трансформацией необходимо понимать глобальное переосмысление самого подхода к бизнесу и культуре компании в целом, а также согласованную работу ИТ-систем, которые позволяют быстро и с наименьшими затратами адаптировать существующие бизнес-процессы под потребности рынка и цели компании».

Спикер подчеркнул важность изучения рынка перспективных технологий, с целью своевременного их внедрения. «Важно помнить, что цифровые технологии — это лишь инструмент, позволяющий усовершенствовать организацию и убедиться в том, что вы создаете ценность», — добавил Меламед.

Обсуждая ключевые тренды уходящего года, участники встречи отметили неготовность российских компаний вкладываться в долгие цифровые проекты, компании ориентированы на готовые коробочные решения, а также кастомизацию и адаптацию цифровых продуктов или сервисов в уже работающие модели. При этом наблюдается постоянно растущий интерес к созданию принципиально новых бизнес-моделей (платформ), сильно отличающихся от основной деятельности компаний.

Также в числе трендов 2020 года — повышение значимости ИТ-аутсорсинга. С одной стороны, это позволяет компаниям сэкономить на персонале, с другой стороны — дает толчок ИТ-компаниям к созданию новых продуктов, которые можно упаковать в готовые коробочные решения.

В числе программных продуктов для автоматизации работы государственных учреждений участники встречи рассказали о решениях в части кадрового делопроизводства, а также юридически значимого документооборота, подчеркнув, что цифровизация государства помогает бизнесу находить простые инструменты и механизмы работы как внутри компании, так и при взаимодействии с государством.

В рамках опроса компании участники семинара подтвердили, что все прозвучавшие тренды будут иметь влияние на их бизнес в 2021 году, но среди самых важных трендов цифровой трансформации слушатели выделили: ускорение бизнес-процессов (21%) — перенос процессов на цифровые платформы и развитие безбумажного офиса; роботизацию операций (13%) — применение программных роботов (RPA, чат-боты) и «железных» роботов; создание гибридного офиса — инфраструктуры для работы из дома или коворкинга, защищенного доступа к данным, электронного документооборота; улучшение клиентского опыта — немедленную реакцию на запросы клиентов, работу сервисов 24/7, понимание клиента в режиме реального времени, а также использование порталов самообслуживания.

Отдельной частью встречи стало обсуждение вопросов госфинансирования цифровой трансформации. Антон Точин, руководитель Центра цифровой трансформации Strategy Partners, отметил, что в России на сегодняшний день более 90% компаний используют только собственные средства или нецелевые кредиты для проведения цифровой трансформации. Кадры и недостаток финансирования были названы в числе основных барьеров цифровой трансформации.

Алексей Дорожко, заместитель директора Департамента развития отрасли ИТ Министерства цифрового развития России, рассказал о мерах государственной поддержки ИТ-отрасли и цифровой трансформации российских компаний.

Он отметил, что на сегодняшний день работа по цифровой трансформации ведётся лишь в 35% компаний. Факторами, сдерживающими трансформационные процессы, являются недостаток знаний о технологиях и поставщиках, непонимание эффекта от цифровых решений, непонимание современных финансовых инструментов. Для решения первой задачи министерством были предприняты шаги в части совершенствования и актуализации Методических рекомендаций по цифровой трансформации госкомпаний. Также актуальным становится государственная поддержка компаний и отраслей экономики. Сегодня Министерство осуществляет поддержку российских организаций, реализующих проекты по цифровой трансформации, посредством предоставления льготных кредитов и факторинга через уполномоченные банки. Мера направлена на ускорение цифровой трансформации, а также на поддержку отечественных разработчиков программного обеспечения и программных аппаратных комплексов.

Поддержка спроса на продукцию и услуги ИТ-отрасли осуществляется с помощью льготных кредитов покупателям отечественной ИТ-продукции и услуг. На сегодняшний день имеется 14 уполномоченных банков, прошедших отбор, и их реестр постоянно пополняется.

Павел Фомин, начальник управления Фонда развития промышленности рассказал о программе «Цифровизация промышленности». Программа предназначена для финансирования проектов, направленных на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы предприятий.

ФРП максимально широко подходит к пулу заёмщиков и заявителей, реализуя десять основных направлений для финансирования. Тем не менее есть направления, которые не входят в программу поддержки. Например, добыча полезных ископаемых и производство пищевых продуктов. Отвечая за запросы рынка, фонд постоянно совершенствует программы финансирования. Был проработан формат виртуального взаимодействия с заявителем, что значительно сократило время от подачи заявки до получения субсидии. Сегодня заявителю достаточно заполнить резюме проекта, рассказать, что за организация и на что хотят потратить деньги. Среднее время в 2019 году от подачи заявки до появления у заявителя финансирования занимает не более 2,5 месяцев.

Участники онлайн-голосования в числе основных барьеров в использовании госфинансирования назвали: трудоёмкость подготовки обращений и сбора документов и отсутствие внутреннего ресурса на такую подготовку (20%), ограничения программ финансирования (19%), отсутствие необходимых данных по ИТ-решению (15%), а также наличие финансовых рисков (14%).

Похожие новости

Томский политехнический университет обрабатывает запросы на многоэтапные внутренние услуги в Naumen Service Desk

Томский политехнический университет, входящий в топ-10 университетов России и топ-400 мира, внедрил Naumen Service Desk для работы с заявками сотрудников и студентов. В новой ИТ-системе учебное заведение обрабатывает большие запросы со сложной маршрутизацией, где предполагается значительный объем работ и большое количество исполнителей, например, заявки на содержание корпусов и общежитий.

«БыстроБанк» в четыре раза сократил трудозатраты на построение рабочих графиков операторов с помощью облачного решения Naumen WFM

«БыстроБанк» внедрил российскую облачную платформу для управления рабочей нагрузкой Naumen Workforce Management (WFM). С новым решением организация автоматизировала процессы прогнозирования нагрузки и планирования рабочих смен операторов. Теперь контакт-центр обрабатывает 80% входящих звонков в течение 20 секунд, а трудозатраты на построение рабочих графиков сократились в четыре раза.

ИИ-помощники в банках стали глубоко вникать в проблемы клиентов — исследование Naumen

Компания Naumen провела ежегодное исследование голосовых и чат-ботов в банковском сервисе. Количество интеллектуальных помощников на входящих линиях банков с 2021 года выросло на 45%, а в текстовых каналах — на 27%. За прошедший год все больше ботов освоило такие сложные с технологической точки зрения навыки, как гибкое ведение диалога и учет в ответе важных деталей из разговора с клиентом.

Все новости