Названы ключевые направления для усиления стратегий цифровой трансформации компаний в 2021 году
В числе важнейших — цифровые
29 октября состоялась
Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и кратное увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий возведено в ранг национальной цели. Но готовы ли сами компании к масштабной цифровой трансформации? Насколько зрелым является российский рынок
В ходе
Алексей Праздничных, партнер компании Strategy Partners в своем выступлении подчеркнул, что цифровая трансформация должна начинаться прежде всего с преобразования
«Мы ежегодно проводим оценку готовности российских компаний к цифровой трансформации, — отметил Алексей Праздничных. — По результатам исследования этого года, которое мы проводили совместно с Минцифрой, Министерством промышленности и Минтрансом, 15–20% присматриваются к цифровой трансформации, но не запустили полномасштабную работу, около 70–80% запустили цифровую трансформацию и только небольшая часть российских компаний (около 5%) являются лидерами и демонстрируют высокую степень готовности к цифровой трансформации. Причем разрыв между тремя этими группами достаточно большой».
Согласно исследованиям Strategy Partners в числе ключевых барьеров цифровой трансформации, которые сегодня видят российские компании — это нехватка специализированных кадров, финансовых ресурсов и непонимание возможностей отдельных цифровых решений. В следующем году активнее всего будут развиваться такие направления как: создание цифровых платформ, экосистем; развитие проектов на основе больших данных; трансформация рабочих мест, кадров и компетенций.
Интерактивный опрос участников
Дмитрий Булкин, директор по развитию бизнеса NAUMEN, в своем выступлении рассказал, как меняется рынок решений, какие направления развиваются сегодня и какие тренды ожидаются в 2021 году.
«Основные задачи этого года, безусловно, были связаны с пандемией, хотя часть из них была известна уже
По словам эксперта, большое направление связано с оптимизацией внутренних затрат: роботизация процессов там, где можно исключить труд людей, а также оптимизация работ по выводу продуктов на рынок. Помимо этого, заказчики стремятся снизить транзакционные издержки, переиспользуя имеющиеся компоненты
«Еще одним ключевым трендом стал спрос на капитализацию знаний, — добавил Дмитрий Булкин. — Компании оставляют как можно больше цифровых следов сотрудников для последующего использования этих данных, в том числе при создании виртуальных ассистентов».
В ходе
Сергей Меламед, старший управляющий директор — директор департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка, поделился опытом перехода от классического банка к технологической компании:
«Открытость — это не угроза, а возможность. Сегодня под цифровой трансформацией необходимо понимать глобальное переосмысление самого подхода к бизнесу и культуре компании в целом, а также согласованную работу
Спикер подчеркнул важность изучения рынка перспективных технологий, с целью своевременного их внедрения. «Важно помнить, что цифровые технологии — это лишь инструмент, позволяющий усовершенствовать организацию и убедиться в том, что вы создаете ценность», — добавил Меламед.
Обсуждая ключевые тренды уходящего года, участники встречи отметили неготовность российских компаний вкладываться в долгие цифровые проекты, компании ориентированы на готовые коробочные решения, а также кастомизацию и адаптацию цифровых продуктов или сервисов в уже работающие модели. При этом наблюдается постоянно растущий интерес к созданию принципиально новых
Также в числе трендов 2020 года — повышение значимости
В числе программных продуктов для автоматизации работы государственных учреждений участники встречи рассказали о решениях в части кадрового делопроизводства, а также юридически значимого документооборота, подчеркнув, что цифровизация государства помогает бизнесу находить простые инструменты и механизмы работы как внутри компании, так и при взаимодействии с государством.
В рамках опроса компании участники семинара подтвердили, что все прозвучавшие тренды будут иметь влияние на их бизнес в 2021 году, но среди самых важных трендов цифровой трансформации слушатели выделили: ускорение
Отдельной частью встречи стало обсуждение вопросов госфинансирования цифровой трансформации. Антон Точин, руководитель Центра цифровой трансформации Strategy Partners, отметил, что в России на сегодняшний день более 90% компаний используют только собственные средства или нецелевые кредиты для проведения цифровой трансформации. Кадры и недостаток финансирования были названы в числе основных барьеров цифровой трансформации.
Алексей Дорожко, заместитель директора Департамента развития отрасли ИТ Министерства цифрового развития России, рассказал о мерах государственной поддержки
Он отметил, что на сегодняшний день работа по цифровой трансформации ведётся лишь в 35% компаний. Факторами, сдерживающими трансформационные процессы, являются недостаток знаний о технологиях и поставщиках, непонимание эффекта от цифровых решений, непонимание современных финансовых инструментов. Для решения первой задачи министерством были предприняты шаги в части совершенствования и актуализации Методических рекомендаций по цифровой трансформации госкомпаний. Также актуальным становится государственная поддержка компаний и отраслей экономики. Сегодня Министерство осуществляет поддержку российских организаций, реализующих проекты по цифровой трансформации, посредством предоставления льготных кредитов и факторинга через уполномоченные банки. Мера направлена на ускорение цифровой трансформации, а также на поддержку отечественных разработчиков программного обеспечения и программных аппаратных комплексов.
Поддержка спроса на продукцию и услуги
Павел Фомин, начальник управления Фонда развития промышленности рассказал о программе «Цифровизация промышленности». Программа предназначена для финансирования проектов, направленных на внедрение цифровых и технологических решений, призванных оптимизировать производственные процессы предприятий.
ФРП максимально широко подходит к пулу заёмщиков и заявителей, реализуя десять основных направлений для финансирования. Тем не менее есть направления, которые не входят в программу поддержки. Например, добыча полезных ископаемых и производство пищевых продуктов. Отвечая за запросы рынка, фонд постоянно совершенствует программы финансирования. Был проработан формат виртуального взаимодействия с заявителем, что значительно сократило время от подачи заявки до получения субсидии. Сегодня заявителю достаточно заполнить резюме проекта, рассказать, что за организация и на что хотят потратить деньги. Среднее время в 2019 году от подачи заявки до появления у заявителя финансирования занимает не более 2,5 месяцев.
Участники