Во время пандемии банки сохранили уровень клиентского сервиса, но отложили инновации
Компания NAUMEN представила результаты исследования доступности и качества сервиса
Телефонное обслуживание
Для оценки уровня доступности контактных центров банков — времени соединения с оператором или подключения робота и интерактивного голосового меню (IVR), эксперты совершили более 4 тыс. тестовых звонков по номерам, указанным на сайтах организаций. Среднее ожидание на линии составило 36 сек., в то время как в США, для сравнения, аналогичный показатель равен минуте (данные Contact Babel). Более того, в 63% обращений в российские банки соединение с оператором произошло менее чем за 20 сек. — это на 7 п.п. выше значений прошлого года.
При общении с 95% банков ответ на контрольный вопрос удалось получить при первом обращении. Таким образом показатель FCR (First Call Resolution) в 2020 в России снова оказался выше, чем в Великобритании и США, где он традиционно составляет не более 76%.
По совокупной оценке доступности и качества предоставляемых информационных услуг лучшие результаты среди банков с активами выше 1 трлн рублей показали ЮниКредит Банк, Совкомбанк и Промсвязьбанк.
Среди финансовых компаний с активами от 100 млрд рублей до 1 трлн рублей наиболее высокие оценки у СМП Банка, Московского областного банка и Абсолют Банка.
Лидеры по качеству сервиса и доступности в категории банков с активами менее 100 млрд рублей — Агропромкредит, БКС Банк и Газэнергобанк.
Цифровые каналы: соцсети, мессенджеры,
Как и годом ранее, большинство российских банков предпочитают общаться с клиентами через социальные сети ВКонтакте и Facebook — 47% и 44% соответственно. Платформу Instagram для консультаций используют 34% банков, этот канал показал наибольший рост за год — на 15 п.п. Однако значительная доля аккаунтов в социальных сетях продолжает использоваться финансовыми организациями только для рекламного продвижения.
Чаты на сайте остаются третьим по популярности цифровым каналом общения банков с клиентами: консультацию оказывает 37% банков, при этом 10% с помощью
«Доступность банков в цифровых каналах напрямую коррелирует с размером активов. Крупные и средние банки, чьи клиентские аудитории особенно велики, в большей степени стремятся распределить растущий поток клиентских обращений между чатами и звонками. Это помогает остановить рост расходов на клиентский сервис, так как обслуживание чатов обходится дешевле, чем обработка звонков», — отметил Михаил Черешнев, директор по маркетингу департамента
По качеству обслуживания чаты и мессенджеры, наоборот, превосходят соцсети
Оценив общий уровень обслуживания в цифровых каналах, эксперты определили тройку лидеров в категории банков с активами более 1 трлн рублей: Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и ВТБ. Эти организации поддерживают наибольшее количество каналов коммуникаций, где предоставляют качественные консультации.
Самыми омниканальными среди банков с активами от 100 млрд рублей до 1 трлн рублей признаны Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), Русский Стандарт и Восточный Банк.
В третьей группе, где представлены финансовые организации с активами менее 100 млрд рублей, самые высокие показатели у банков «Урал ФД» (Клюква), «Пойдем!» и ФорБанк.
Роботы в
Исследование охватило только те каналы обслуживания, в которых для общения с
Все активные
В 2020 году четыре банка сделали ставку на наращивание доли обращений, которые обрабатывается автоматически: в трех из них один и тот же
Для оценки качества обслуживания эксперты задавали
Еще реже, чем
«Мы задавали голосовым роботам и
По мнению Михаила Черешнева, если языковая модель распознавания недостаточно адаптирована к отраслевой лексике, это может создавать банкам проблемы с пониманием намерений звонящего клиента. В чатах этой сложности нет, так как движок работает с полученными от клиента репликами напрямую. Естественность диалога голосовых роботов также требует более тщательной проработки: в ходе диалога не удалось перебить ни одного из них, заключил эксперт.
По совокупной оценке консультаций и диалоговых навыков голосовых ассистентов в российских банках, самые высокие результаты показали СберБанк, УБРиР, Почта Банк и
Итоги
«Общий уровень доступности и качества телефонного обслуживания российских банков в период пандемии остался на прежнем уровне, а по ряду параметров оказался лучше. По итогам прошлогоднего исследования нам встречались банки, дозвониться до которых удавалось лишь в 6% случаев. В этом году мы наблюдаем, что минимальные значения показателя доступности начинаются с 20%. Минимальный порог показателя качества обслуживания — FCR, вырос с 27% до 70% за год, — подчеркнул Михаил Черешнев. — Есть устойчивая гипотеза, что на фоне европейских и американских коллег российские банки будут выглядеть даже лучше, чем в прошлые годы».
Диалоговых роботов в настоящее время внедряют крупные и средние банки: для них проблема поиска новых способов обслуживания большого количества клиентов стоит особенно остро, что повышает их готовность к экспериментам с технологиями. Кроме того, роботизация показывает высокую эффективность и быстрее окупается на больших объемах звонков и чатов, которыми банки третьей группы могут не располагать.
При этом невысокие темпы проникновения голосовых и
Методология
Исследование доступности и качества обслуживания в контактных центрах российских банков проводится NAUMEN регулярно с 2013 года. Основу исследования составляет массовый обзвон по методу Mystery Client, который совершают операторы аутсорсингового контактного центра ГРАН.
В рамках исследования с 8 по 18 сентября 2020 года было сделано более 4 230 звонков в контактные центры 100 российских банков, занимающих верхние позиции по размеру чистых активов (по данным Banki.ru).
Исследование 2020 года проводилось по трем направлениям:
- телефонное обслуживание в контактных центрах;
- обслуживание в
веб-чате , мессенджерах и соцсетях - использование
чат-ботов и виртуальных помощников в текстовых и голосовых каналах.
Для каждого из направлений задавались контрольные вопросы нейтрального характера, касающиеся типовых банковских продуктов и услуг, например:
- Какой у вас самый высокий процент по рублевому вкладу?
- Какие документы необходимы для получения кредита?
Роботам задавали восемь предметных вопросов, включая:
- Как досрочно частично погасить кредит?
- Как отключить
смс-уведомления ? - Как посмотреть реквизиты карты в приложении?
Полученная статистика сравнивалась с данными иностранных аналитических отчетов, а также с результатами прошлогоднего исследования NAUMEN.