Российские страховщики не готовы к общению с клиентами в цифровых каналах
Компания NAUMEN представила результаты исследования доступности и качества сервиса
Доступность и качество
В рамках исследования было совершено более двух тысяч контрольных звонков в контактные центры 76 российских страховых компаний. Среднее время ответа на обращение клиента составило 38 секунд, что быстрее, чем в США (60 сек.) и Великобритании (41 сек.). Однако общие показатели доступности российских страховых компании за текущий год снизились на 12%. Только 67% звонков, направленных в
*оборот за 1 квартал 2019 года (данные ЦБ)
В то же время, в 2019 году на 27% выросла по сравнению с прошлым годом доля вызовов, принятых за 20 секунд — до 56%. Авторы исследования связывают это с тем, что многие страховые компании внедрили Европейский стандарт уровня сервиса (Service Level Agreement) с целевым SL = 80/20. Следуя этому стандарту, на 80% вызовов операторы должны отвечать в течение первых 20 секунд с начала соединения.
Средние показатели качества обслуживания за год снизились. В 2019 году консультация при первом обращении (FCR, First Call Resolution) была предоставлена в 75% звонков в
*оборот за 1 квартал 2019 года (данные ЦБ)
«По результатам исследования 2019 года доступность
По словам Михаила Черешнева, сервисные функции компаний могут совершенствоваться с опозданием
Лидеры рейтинга
По совокупной оценке доступности и качества обслуживания телефонных вызовов среди страховых компаний с оборотом более 10 млрд рублей в лидеры вошли
Среди страховщиков с оборотом от 1 до 10 млрд рублей лучшие показатели продемонстрировали компании
Наиболее высокие показатели доступности и качества сервиса в категории страховых компаний с оборотом менее 1 млрд рублей продемонстрировали Абсолют Страхование, АК
При этом во всех трех группах наблюдается существенный разброс значений обоих показателей: доступности и FCR, в особенности среди компаний с оборотом менее 1 млрд рублей, куда попали 39 страховщиков. В третьей группе фиксировалась и максимальная степень доступности компании (100%), и ее полное отсутствие (0%).
Обслуживание в цифровых каналах: соцсети, мессенджеры, веб-чаты
Самыми популярными цифровыми каналами обслуживания клиентов среди страховщиков стали социальные сети ВКонтакте и Facebook, в них на запрос клиентов отвечают 22 и 19 компаний соответственно.
«Полученные нами показатели доступности в текстовых каналах свидетельствуют о том, что цифровые технологии для коммуникации с клиентами мало освоены рынком страховых, — сообщил Михаил Черешнев. — Проникновение голосовых роботов и
Аналогичную неготовность проконсультировать продемонстрировал единственный на рынке
«Неглубокая вовлеченность страховых в процесс цифровизации может объясняться смещением фокуса на развитие других
Авторы исследования отмечают, что аккаунтов, принадлежащих страховым компаниям, в соцсетях было найдено значительно больше, но они используются только для продвижения в маркетинговых целях: публикации мультимедийного контента о бренде, страховых продуктах и акциях. Так половина найденных в Facebook страниц используется только в рекламных целях.
По скорости реакции на запросы в социальных сетях российские страховщики выигрывают у коллег из США и Великобритании. В России наибольшее количество обращений было обработано в течение первых 5 минут — 28,2% против 21% в США и 12% в Великобритании.
Быстрее всего страховые компании отвечают во ВКонтакте и Facebook, здесь оператор за первые 15 минут отреагировал на более 40% запросов.
Лучшее качество консультаций среди каналов, в которых количество диалогов было статистически значимым, страховые компании показали в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники — более 80%. В Telegram на запрос ответила только одна страховая компания, при этом консультация была оказана на высоком уровне.
«Качество консультаций в соцсетях традиционно выше, чем в других цифровых каналах, — отметил Михаил Черешнев. — Большую роль играет медийность канала. Его потенциальное влияние на репутацию бренда выше, чем в
Лидеры рейтинга
Самыми омниканальными страховыми компаниями, которые имеют наибольшее количество каналов обслуживания, признаны
Лучшее обслуживание в цифровых каналах оказывают Тинькофф Страхование, Ингосстрах, Ак Барс Страхование, Надежда,
Компания
Методология
Исследование доступности и качества телефонного обслуживания в контактных центрах российских страховых компаний проводится NAUMEN ежегодно с 2015 года. Основу исследования составляет массовый обзвон по методу Mystery Calling, который совершают операторы аутсорсингового контактного центра ГРАН.
В рамках исследования с 17 по 23 сентября 2019 года было сделано более 2 тыс. исходящих обращений в контактные центры 76 крупнейших российских страховых компаний по размеру оборота.
Исследование 2019 года проводилось по двум направлениям:
- телефонное обслуживание в контактных центрах;
- обслуживание в цифровых каналах, тестирование работоспособности опции callback.
Для каждого из направлений задавались контрольные вопросы нейтрального характера, касающиеся страхового обслуживания, например:
- Какие риски включены в полис для выезжающих за рубеж?
- Сколько стоит полис ДМС?
- Можно ли застраховать недвижимость при отсутствии свидетельства о праве собственности?
Полученная статистика сравнивалась с данными иностранных аналитических отчетов, а также с результатами прошлогоднего исследования NAUMEN.