Публикации

В пресс-центр

Журнал «Государственные закупки Санкт-Петербурга», №59: Модернизация автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга

На протяжении второй половины 2010 года по заданию Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга совместными усилиями специалистов компании NAUMEN (www.naumen.ru) и Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Информационно-методический центр» (www.imc.spb.ru) были проведены масштабные работы по модернизации автоматизированной информационной системы государственного заказа (АИС ГЗ) города Санкт-Петербурга.

Почему нужна была модернизация АИС ГЗ

Предыдущая версия автоматизированной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга была построена по принципу «толстого» клиента, который характеризуется тем, что часть логики системы существует в виде отдельного приложения и устанавливается на компьютер каждого пользователя.

В некоторых случаях такая архитектура  оправдана, и даже более удобна конечному пользователю, так как при правильной ее реализации общая производительность системы будет выше за счет использования вычислительных мощностей компьютеров пользователей. Когда речь идет о многофункциональной  системе, рассчитанной на огромное количество пользователей, да еще и постоянно требующей изменений, то этот подход не является оптимальным и несет большие трудозатраты организации, оказывающей сопровождение системы, а ошибки обновления досаждают конечным пользователям.

Кроме архитектурных проблем, существовала проблема доработок системы, так как исходные коды были недостаточно документированы, ее доработкой не могли заниматься новые команды разработчиков. Отдавая должное усилиям создателей старой АИС ГЗ, в конце 2009 года стало понятно, что нужно принципиально менять систему.

Стратегия модернизации АИС ГЗ

С 2009 года сопровождение, модернизацию и развитие АИС ГЗ Санкт-Петербурга и официального сайта Санкт-Петербурга в интернет-сети для размещения информации о госзаказах Санкт-Петербурга осуществляет Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Информационно-методический центр» (ГУП СПб «ИМЦ»). То есть проблемы «старой» АИС ГЗ стали
головной болью сотрудников и руководителей «ИМЦ». Вместе с тем, активно развивалось законодательное регулирование процесса размещения государственного и муниципального заказа, в том числе, введение в действие официального сайта Российской Федерации для размещения информации о государственных закупках (ООС) и требований по обязательному размещению
регионами заказов на его ресурсах. Был определен перечень электронных торговых площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. Соответственно, постепенно формировалась потребность и в интеграции АИС ГЗ Санкт-Петербурга с этими ресурсами.

Таким образом, описанные выше проблемы и законодательные тенденции требовали масштабной модернизации АИС ГЗ. Специалистами Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и ГУП СПб «ИМЦ» были сформулированы следующие задачи в этом направлении:

  • изменить архитектуру АИС ГЗ с «толстого» клиента на технологию с интернет-доступом к функциям системы из любой точки (на «тонкого» клиента);
  • получить доступ к исходным кодам системы и право на их изменение в интересах Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга;
  • организовать группы разработки, обучения и обработки вызовов для оперативной разработки, внедрения и поддержки изменений АИС ГЗ города Санкт-Петербурга;
  • ввести в промышленную эксплуатацию новую АИС ГЗ Санкт-Петербурга, максимально готовую к проведению работ по интеграции с ООС.
В качестве технологического партнера и поставщика программного решения заказчик проекта выбрал нас – компанию NAUMEN. Перед принятием решения заказчиком рассматривались несколько альтернативных вариантов, были нанесены референс-визиты представителей Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и ГУП СПб «ИМЦ» к нашим заказчикам в Свердловской области с целью изучения и оценки нашей системы и качества предоставляемых нами услуг на основе данных первоисточника. Для решения задач модернизации предложение нашей компании оказалось наиболее выгодным как с точки зрения затрат, так и с точки зрения уровня качества предоставляемого сервиса.

Мы предложили для модернизации программную платформу собственной разработки – продукт Naumen GPMS, уже опробованный и хорошо себя зарекомендовавший в упомянутых выше Свердловской и Орловской областях. Наше предложение позволило в сжатые сроки решить поставленные задачи модернизации за счет:
  • Naumen GPMS, являющегося веб-ориентированным программным продуктом;
  • предоставления исходных кодов системы для их доработки в интересах комитета экономического развития, промышленной политики и торговли;
  • проведения очного обучения работе с системой сотрудников ГУП СПб «ИМЦ», как разработчиков, так и специалистов по внедрению и поддержке.
Тактические задачи модернизации АИС ГЗ

Кроме перечисленных выше стратегических направлений модернизации АИС ГЗ, были и конкретные тактические шаги, а именно:
  • в связи с вводом в действие с 1 января 2011 года общероссийского официального сайта необходимо было реализовать интеграцию АИС ГЗ и ООС и обеспечить ее максимальную прозрачность (архитектура «тонкого клиента» в наибольшей степени соответствует задаче интеграции, так как необходимо наладить взаимодействие только двух точек: единый сервер АИС ГЗ и единый сервер ООС);
  • осуществить безболезненный переход для пользователей к использованию новой программной платформы.
Для этого необходимо было выполнить следующие мероприятия:
  • в целях соответствия протоколам интеграции необходимо было адаптировать существующие функции АИС ГЗ (другой альтернативы не было, по закону все регионы обязаны или интегрироваться или размещать непосредственно на ООС);
  • мигрировать унаследованные данные из «старой» системы в новую систему, чтобы процесс размещения заказа был неразрывным и в части данных;
  • разработать новые мультимедийные материалы по правилам функционирования и использованию системы;
  • провести обучение пользователей за очень короткий промежуток времени, так как систему нельзя обновлять частями, и все станет новым для тысяч пользователей в одну ночь;
  • подготовить специалистов центра обработки вызовов для качественной поддержки пользователей новой системы.
Также особое внимание при модернизации было отведено таким функциям системы, как планирование государственного заказа Санкт-Петербурга, контроль лимитов бюджетных обязательств, интеграция с информационными системами казначейства города.

Текущие показатели функционирования новой АИС ГЗ

На текущий момент пользователями системы являются:
  • главные распорядители бюджетных средств – 65;
  • получатели бюджетных средств – 2 964;
Всего пользователей системы – 6 623, из них одновременно работающих в системе – до 600 пользователей.

Текущие работы по развитию АИС ГЗ

В настоящее время ведутся работы по разработке новых модулей АИС ГЗ:
  • управление региональными целевыми программами;
  • управление адресными инвестиционными программами.
Модуль управления региональными целевыми программами (РЦП) предназначен для разработки и исполнения долгосрочных целевых программ и проведения аналитической работы по истории развития этапов формирования и изменения целевых программ. Автоматизации подлежит полный цикл работы с РЦП: от формирования концепции целевой программы до исполнения и предоставления отчетности заказчиками-координаторами РЦП. Модуль полностью интегрирован в структуру АИС ГЗ как путем использования общего хранилища данных, так и путем непрерывности бизнес-процессов: часть проводимых в АИС ГЗ закупок проходит в рамках исполнения РЦП, то есть размещение заказов и исполнение заключенных государственных контрактов является частью процесса исполнения РЦП.

Модуль управления адресными инвестиционными программами (АИП) предназначен для формирования, согласования и исполнения адресных инвестиционных программ Санкт-Петербурга. В модуле предусмотрены средства для автоматизации процессов формирования, корректировки, распределения финансирования, утверждения, а также исполнения программ. Модуль АИП, так же как и РЦП, полностью интегрирован в структуру АИС ГЗ.

Кроме разработки функциональных модулей, перманентно ведутся работы по внесению изменений в функции АИС ГЗ для соответствия изменениям законодательства, изменениям протоколов интеграции с официальным общероссийским сайтом, повышению удобства использования системы и надежности функционирования АИС ГЗ.

Довбня Роман