Ведомости: Какие технологии искусственного интеллекта будут внедрять ритейлеры
Ритейл занимает одну из лидирующих позиций в части применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в клиентском сервисе и дистанционном обслуживании. 100%
Однако, по мнению опрошенных «Ведомости. Технологии и инновации» экспертов, ИИ будет все глубже проникать в ритейл. Сейчас приоритетные ниши для внедрения решений на основе этих технологий — маркетинг и продажи, клиентский сервис, а также цепочки поставок. Компании ожидают, что применение таких механизмов поможет им сократить затраты, повысить уровень лояльности клиентов (за счет персонализации предложений, улучшенного маркетинга
Ожидаемый финансовый эффект от внедрения ИИ в розничной торговле составляет до 1 трлн руб. в год на российском рынке, говорит руководитель направления «Искусственный интеллект»
ИИ применяется для создания индивидуальных персонализированных предложений, созданных на основе машинного обучения и анализа данных о потребителях, прогнозирования спроса
Решения на основе ИИ встречаются нам ежедневно и уже стали привычным стандартом. Например, потребители общаются с
Такие технологии применяются не только «в зале», но и внутри компании. По словам Петухова, использование ИИ для обработки договорных документов активно используют в сети «Метро» и «Ашан». По его словам, применение ИИ позволяет ускорить процессы по отгрузке, продажам и подписанию документов и, соответственно, получение денег.
Что ИИ-вендоры предлагают ритейлу сегодня
Многие крупные компании из сферы ритейла, имея сильную
Например, свою технологическую лабораторию B2E TechLab по разработке
«Магнит» уже сейчас использует ИИ в разных направлениях деятельности — от прогнозирования продаж в новых магазинах до облегчения рутинных операций в рознице, рассказал «Ведомости. Технологии и инновации» представитель компании. Это позволяет повысить уровень клиентского сервиса и эффективность работы компании, отмечает он.
«При планировании ассортимента ИИ анализирует поведение покупателей при выборе товара, а также множество других показателей, а затем формирует набор товаров на полках в магазинах под разные группы клиентов, регионы и в зависимости от сезона», — рассказал представитель ритейлера.
Ритейл — перспективная с точки зрения цифровизации отрасль, сообщал «Ростелеком», отсюда и интерес к этому направлению. В апреле «Ростелеком» завершил разработку нового сервиса «Цифровой консультант», сейчас он тестируется. Решение поможет улучшить клиентский опыт с помощью персонализированного сервиса и высвободит ресурс персонала магазинов, минимизируя человеческий фактор и необходимость следить за исполнением консультантами скриптов продаж.
«Сейчас ключевые технологии на базе ИИ для ритейла — прогнозирование, цифровые консультанты,
«Ростелеком» также занимается разработкой решений на базе видеоаналитики (распознавание ценников, товаров на полках и складах и пр.), речевой аналитикой и
Еще одна разработка «Ростелекома» — цифровой консультант, который пока только проходит «стажировку». Как отметил директор «В2Е
«Эффект от применения технологий на базе ИИ для X5 Group в 2024 г. может составить несколько миллиардов рублей, — рассказал изданию представитель группы. — При этом подтвержденный эффект в 2023 г. уже составил 5 млрд руб.».
Компания также использует решения для прогнозирования спроса, ценообразования, промоакций, поиска новых локаций для открытия торговых точек. «За счет использования новой системы планирования товарных запасов с помощью ИИ Х5 удалось сократить количество списанных продуктов на 2%, повысить выручку сети на 1%», — подчеркивают в компании. В 2023 г. выручка X5 составила 3,14 трлн руб.
Не только продуктовые сети используют
Внедрение
Будущее ИИ в ритейле
ИИ в ритейле будет продолжать развиваться, становясь все более интегрированным и интеллектуальным, чтобы удовлетворять потребности клиентов и оптимизировать
В «М.
По мнению Петухова, помимо развития Computer Vision в будущем нас ждет развитие и роботизированных технологий для обслуживания и наполнения складов. Опрошенные «Ведомости. Технологии и инновации» эксперты также сошлись в том, что ритейл будет активнее внедрять роботов на склады (сортировщики, умные тележки и пр.). Пока компании только начали этот путь, и решения из этой области достаточно дороги. Но чем выше будет на них спрос, тем доступнее в конечном итоге окажется их стоимость.
«Предиктивная аналитика останется важнейшим направлением: сделать вовремя акционное предложение, спрогнозировать желание совершить следующую покупку на основе объединенных данных различных источников при помощи другого класса перспективных технологий, таких как доверенные среды, криптоанклавы, где объединение данных на архитектурном уровне полностью защищено», — считает Попов.
Опрошенные «Ведомости. Технологии и инновации» эксперты уверены, что в недалеком будущем нас ждут и
Поэтому у компаний появилась необходимость следить за новинками в сфере технологий, а также ориентироваться в их зрелости и эффективности. Для этого «Ростелеком», сообщала компания, разработал технологический радар, который позволит отслеживать актуальные тренды, выявлять важнейшие инновации и формировать карту
«Ростелеком» также считает, что востребованными в будущем будут решения, повышающие клиентоцентричность и персонализацию сервисов, голосовые помощники, робототехника, сервисы на базе биометрии, а также интеграция технологий AR/VR (
Фото: Ведомости