ComNews: Игорь Кириченко: Цифровая трансформация российских компаний: главные тренды
О том, как меняются подходы к цифровой трансформации российских компаний, что будет с импортозамещением и как подготовиться к экономике данных, рассуждает член правления и глава комитета по цифровой трансформации АРПП «Отечественный софт», президент Naumen Игорь Кириченко.
Российские компании продолжают находиться в фазе импортозамещения на фоне снижения этого тренда с прошлого года. По моим оценкам, 2025 год будет последним годом тотального импортозамещения во всех классах программного обеспечения во всех отраслях. Дальше эти активности будут становится более точечными и узкоспециализированными.
На сегодня импортозамещение как стратегическая задача завершено на 60–80% в госструктурах и корпорациях, а в частном бизнесе — примерно на 50%. При этом парадигма замещения иностранных решений меняется, и 2025 год станет годом возврата к повестке цифровой трансформации. Российские организации постепенно переходят от догоняющего сценария к модели опережающего развития и технологической независимости. Процесс «импортоопережения» будет связан, среди прочего, с развитием управления данными, развитием платформенности, технологий искусственного интеллекта и цифровизации госуправления.
Экономика данных
Недавно завершившийся национальный проект «Цифровая экономика» 2019–2024 годов, безусловно, оказал системное влияние на бизнес. За пять лет поддержаны сотни стартапов, несколько тысяч органов власти вывели более тысячи государственных услуг в цифровом виде. Российские регионы и корпорации с госучастием начали и продолжают реализовывать стратегии цифровой трансформации для повышения эффективности деятельности.
Национальный проект «Экономика данных» 2025–2030 годов можно считать прямым правопреемником «Цифровой экономики». Однако в рамках нового проекта было бы правильно, на мой взгляд, постепенно отходить от первичной цифровизации, импортозамещения и инфраструктурных вопросов к двум еще более сложным задачам. Первая — структурная трансформация отраслевого взаимодействия, которое во многом до сих пор происходит не в цифровом виде. Вторая — целенаправленное стимулирование структурного перехода организаций в модель экономики данных.
Например, крайне полезно начинать стандартизировать критерии для организаций в состоянии
Заметным элементом цифровизации госуправления стала разработка платформы «ГосТех», призванная стать единым облачным решением, с помощью которого можно создавать информационные системы и сервисы для органов власти. «ГосТех», вписанный в «Экономику данных» как федеральный проект «Цифровые платформы в отраслях социальной сферы», переживает перезагрузку. С 2025 года единственными разработчиками являются «Сбер» и «Ростелеком», директором ФКУ «ГосТех» назначен Эдуард Батаршин. Сейчас мы наблюдаем информационный вакуум вокруг проекта, способного радикально изменить расклад сил в автоматизации госсектора и оттянуть на себя значимый объем заказов. Ожидаем результатов работы новой команды.
ИЦК и цифровые платформы
«Экономика данных» задает новый вектор цифровой трансформации российских компаний, и на первый план выходит не просто переход на отечественные решения, а формирование полноценной цифровой экосистемы, основанной на управлении большими данными, внедрении искусственного интеллекта и развитии сквозных цифровых платформ. Цифровая трансформация предполагает выход в новые
Почти три года в стране действуют 35 индустриальных центров компетенций (ИЦК) и 10 центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного ПО (ЦКР). Инициатива должна была стимулировать переход на российские решения в машиностроении, металлургии, электронике и других ключевых отраслях. Центры компетенций должны были проанализировать системный ландшафт и обозначить, в каких классах отсутствует российское предложение.
Однако на сегодня большинство участников рынка наблюдает низкий уровень координации между центрами, отсутствие единого подхода к синхронизации ландшафтов ПО, а также разрозненность действий и дублирование усилий. Решением могло бы стать создание «мозгового центра», который будет мониторить деятельность ИЦК и ЦКР, выявлять лучшие практики и обеспечивать их тиражирование.
Когда же ключевые задачи, изначально поставленные перед ИЦК, будут выполнены, этим структурам можно поручить следующий шаг — стимулировать стандартизацию данных и разработку универсальных API ради создания отраслевых цифровых платформ. Запрос в стране на это есть — к 2030 году должны быть сформированы цифровые платформы во всех отраслях экономики.
Кроме того, участники ИЦК, которыми являются крупные корпорации, зачастую начали разрабатывать программное обеспечение самостоятельно, в обход рынка, что в целом не капитализирует усилия, а значит, препятствует развитию отрасли. К слову, общественное обсуждение проходит проект постановления правительства, по которому с 2025 года госкомпании смогут включать свои продукты в реестр ПО только при условии их коммерциализации за пределами материнской компании. Если проект будет принят, требование окажется крайне затруднительным для большинства владельцев таких реестровых записей.
Искусственный интеллект
В стратегиях цифровой трансформации госкорпораций и ведомственных программах цифровой трансформации одной из метрик является применение искусственного интеллекта во внутренних процессах. Параллельно с этим в реестре ПО по каждому продукту появилась
Одной из ключевых задач с 2025 года становится заметное повышение производительности труда. Уже сегодня предприятия могут организовать поиск с суммаризацией результатов по всем корпоративным базам и файловым хранилищам за многие годы или же запустить
В этой связи стоит ожидать рост рынка внутрикорпоративных платформ со множеством
Вендорская модель
Сегодня проекты трансформации нередко выполняются внутренними командами заказчиков, что неизбежно оказывает влияние на традиционный вендорский рынок. На уже привычном рынке автоматизации и цифровизации процессов 30% задач решаются силами внутренних команд разработки, а 70% заказываются на рынке. В случае же с разработкой
Можно выделить несколько причин для разработки компаниями
С учетом небольшого количества успешных попыток вывести на рынок внутренние разработки уверен, что победит рынок. В качестве стратегии, которую можно было бы рекомендовать корпорациям, видится кооперация с рыночными вендорами, когда внутренние команды сохраняют за собой постановку задачи и предоставление «плацдарма» для апробаций, а вендоры отвечают за создание тиражного продукта и его рыночный успех. Рост коммерчески успешных решений — в интересах всего рынка, а для этого необходимо научиться переиспользовать знания и действовать совместно.
Цифровая трансформация всерьез и надолго возвращается в актуальную повестку