Исследования

Все исследования

Исследование контактных центров российских банков 2024

Исследование контактных центров российских банков 2024Уровень проникновения чат-ботов в банковском секторе в 2024 году достиг 29%, голосовых помощников — 24%, говорится в исследовании Naumen. При этом банки стали медленнее отвечать на звонки с переводом на оператора и стараются максимум вопросов решать с помощью ботов. Первые места по качеству сервиса в неавторизованных цифровых каналах заняли ВТБ, Промсвязьбанк и Т-Банк.

Naumen провел двенадцатое ежегодное исследование качества обслуживания в контакт-центрах российских банков. В рамках исследования собраны данные об обслуживании по телефону, в чатах, мессенджерах и социальных сетях, дана оценка качества и скорости сервиса в различных каналах. Обзвон по методу Mystery Client, охвативший 106 российских банков, проведен с августа по октябрь 2024 года.

Доступность и качество обслуживания

Один из главных выводов исследования — снижение доступности телефонных линий: за 90 секунд банки приняли и подключили оператора к меньшему количеству звонков, чем в 2023. В 2024 году этот показатель составил 72%, что на 7 п.п. ниже уровня 2023 года. Однако качество обслуживания на первой и второй линии, напротив, выросло до 96%.

Исследование контактных центров российских банков 2024

Цифровые каналы показывают лучшие результаты: доступность составила 78%, а у 16 крупнейших банков этот показатель вышел на отметку 96%. В результате ротации тройки лидеров среди цифровых каналов по качеству сервиса чат на сайте, который есть у 47% банков, с первого места спустился на третье. Первые два заняли Viber и Telegram. А самым популярным каналом остался VK, его использует 57% банков.

Исследование контактных центров российских банков 2024

Чат-боты и голосовые помощники

Наиболее частый сценарий взаимодействия с ботом — это стартовый экран с кнопками, где пользователь может выбрать тему обращения. Более 70% ботов используют такие кнопки-подсказки, что стало стандартом в отрасли. Однако большая часть банковских ботов (86%) сохраняет возможность общаться в свободной форме, что отличает банки от ритейла и страховых компаний.

Уровень проникновения чат-ботов в банковском секторе достиг 29%, голосовых помощников — 24%. Для сравнения, в 2023 году эти показатели были на уровне 26% и 20% соответственно. Темпы внедрения замедлились: прирост составил 11% для чат-ботов и 19% для голосовых помощников (против 17% и 30% годом ранее).

Исследование контактных центров российских банков 2024

Исследование контактных центров российских банков 2024

Темп прироста внедрений ботов в банковском секторе в 2024 году замедлился и для текстовых, и для голосовых каналов, составив 11% для текста и 19% для голоса против 17% и 30% в прошлом году.

Тренды и вызовы

Одним из ключевых трендов 2024 года стал переход к обслуживанию в авторизованных зонах. Это связано как с требованиями безопасности, так и с оптимизацией ресурсов. Тем не менее, ритейл задаёт высокую планку: например, 85% ритейлеров консультируют в неавторизованном VK, а 44% — в Telegram.

Также стоит отметить растущую роль онбординга. В более чем 70% банковских чат-ботов используются кнопки с подсказками для начала диалога. Это упрощает взаимодействие клиентов с ботами и повышает их эффективность.

«Крупные банки продолжают развивать ботов и стараются максимум вопросов решать с помощью ботов-помощников, компенсируя дефицит кадров в контакт-центрах. Замедление прироста внедрений ботов связано как с тем, что многие банки, сталкивающиеся с наибольшей нагрузкой, уже запустили чат-бота, так и с тем, что ряд банков делает ставку на автоматизацию обслуживания только в авторизованной зоне — чате на сайте и мобильном приложении»

— Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса Naumen

Рейтинг лидеров

Лучший уровень качества обслуживания в неавторизованных цифровых каналах показали ВТБ, Промсвязьбанк и Т-Банк (Тинькофф Банк).

Лидерами по качеству клиентского сервиса на входящих телефонных линиях стали контакт-центры Банка ДОМ.РФ, Райффайзен Банка, Банка «Санкт-Петербург», Газэнергобанка, Московского Областного Банка, БКС Банка, банка Национальный Стандарт, Банка МФК и Инбанка.

Рейтинг банков с лучшими чат-ботами возглавили контакт-центры ВТБ, Почта Банка и Райффайзен Банка. Лучшие голосовые помощники по совокупности консультационных и диалоговых навыков запущены в Промсвязьбанке, Почта Банке и Сбере.

Российские банки оказались более оперативными в решении проблем клиентов при первом обращении, чем банки в Великобритании и США. Если в этих странах в среднем удается решить только 75–78% вопросов с первого обращения, то в России этот показатель достигает 96%. Среднее время ожидания в России в разы меньше, по сравнению с контактными центрами США и Великобритании и составляет 39 секунд. Медианное значение еще ниже — 25 секунд.

Как проводилось исследование

Исследование включало масштабный анализ 106 банков и охватывало телефонные линии, чаты, мессенджеры и социальные сети. Методология основывалась на подходе Mystery Client: специалисты под видом реальных клиентов звонили и писали в банки, чтобы проверить качество и скорость обслуживания.

В разрезе звонков анализировалось, как быстро клиент, позвонивший в банк, мог соединиться с оператором или ботом, способным начать решать его запрос. При расчете уровня доступности учитывались звонки, где соединение происходило до 90 секунды после постановки в очередь. Также учитывались звонки, обслуженные ботами или через IVR-системы. Для оценки качества взаимодействия исследователи задавали операторам и ботам разнообразные вопросы (всего порядка 70 вопросов). В этом году в исследование были добавлены новые вопросы о вкладах, условиях переводов, требованиях для оформления кредита и использовании системы быстрых платежей.

В ходе исследования каждое взаимодействие анализировались по нескольким параметрам, включая скорость ответа, полноту информации и корректность консультации. Для оценки качества работы чат-ботов в текстовых каналах применялись разные сценарии, начиная с базовых запросов о продуктах до проверки диалоговых навыков.

Исследователи анализировали, насколько гибко бот может переходить между темами, как справляется с повторными запросами и отвечает ли он на сложные вопросы. Например, один из чат-ботов запомнил повторяющийся вопрос клиента и объяснил, что существует только один возможный ответ, после чего предоставил развернутую инструкцию.

Чтобы протестировать голосовых ботов на входящих линиях были созданы сценарии с различными уровнями сложности, начиная с простых вопросов вроде часов работы отделений и заканчивая запросами о тарифах на услуги и использовании системы быстрых платежей. В ходе тестирования анализировались следующие аспекты: точность распознавания речи, полнота ответов, способность обрабатывать сложные запросы и общая удовлетворенность клиента. Оценка проводилась по таким параметрам, как скорость ответа, дружелюбие тона и завершенность диалога.

Исследование контакт-центров российских банков 2024, Naumen

Похожие новости

Как ритейл и медицина пересобирают клиентский путь — исследование Naumen

Российский ритейл и медицинские организации сокращают время ответа клиентам до рекордных значений, но идеальной картины клиентского обслуживания нет. Пятое ежегодное исследование Naumen показало: медианное время ожидания по телефону сократилось до 7 секунд, а 97% запросов закрываются уже на первой линии. При этом цифровые каналы стремительно догоняют телефон по скорости и удобству, а роль автоматизации — от чат-ботов до голосовых ассистентов — продолжает расти, хотя и с разной динамикой.

Проекты по старым схемам: крупный бизнес не спешит с переходом на российское ПО для управления проектами — исследование Naumen

Naumen представил исследование российского рынка систем управления проектами. Согласно полученным данным, спустя три года после ухода иностранных вендоров более половины российских компаний не перешли на отечественные решения. Несмотря на восстановление рынка в 2024 году и прогнозируемый рост в 2025-м, крупный бизнес в вопросе импортозамещения во многом сохраняет выжидательную позицию.

Страховые остаются отраслью с самой низкой долей чат-ботов для обслуживания клиентов — исследование Naumen

Анализ клиентского сервиса в страховании в 2024 году выявил тренд на отказ от мессенджеров как канала консультаций и фактическую остановку внедрения ботов, следует из исследования Naumen. Так, страховые остаются отраслью с самой низкой долей чат-ботов. Первые места по качеству сервиса в неавторизованных цифровых каналах занимают АльфаСтрахование, Ингосстрах и Ренессанс Жизнь.

Все новости