Новости

Все новости

Российский рынок диалогового ИИ показал четырехкратный рост за пять лет — Naumen провел исследование рынка

NaumenNaumen выпустил исследование российского рынка диалогового искусственного интеллекта для бизнеса. Согласно исследованию, рынок NLP-решений показал четырехкратный рост за последние пять лет, достигнув 5,9 млрд рублей в 2023 году. По прогнозам, в 2024 году рынок вырастет еще на четверть и превысит 7,45 млрд рублей. Часть сегментов может получить новый толчок роста благодаря внедрению инструментов на базе GenAI.

Исследование рынка диалогового ИИ для бизнеса, проведенное Naumen с июня по сентябрь 2024 года, освещает динамику рынка, его технологическую зрелость и показатели с 2019 по 2023 год с прогнозом на 2024 год. Проанализированы чат-боты, голосовые боты, речевая аналитика и синтез и распознавание речи, динамика их развития, ключевые игроки-вендоры и категории потребителей решений на базе диалогового ИИ. Также описана эволюция решений, выделены тренды рынка и драйверы роста, измерен уровень проникновения ботов в различные отрасли.

Российский рынок NLP-решений (natural language processing, решения для обработки естественного языка, или диалоговый ИИ) для бизнеса вырос в 4 раза с 2019 по 2023 годы и в прошлом году достиг 5,9 млрд руб. Половину рынка заняли голосовые роботы, 19% и 17% чат-боты и речевая аналитика и 11% — решения для синтеза и распознавания речи. Среди драйверов роста выделяют необходимость повышения операционной эффективности и снижения затрат на клиентский сервис, а также нехватку кадров в контакт-центрах.

С 2021 года сегменты входящих и исходящих голосовых ботов стали занимать 50% рынка и в течение следующих двух лет только укрепили свои позиции. А голосовые роботы для исходящих звонков за 2019–2023 годы показали рекордный среднегодовой темп роста 55%. Это лидерство объясняется их широким применением не только на линиях поддержки, но и для продаж различных услуг.

Согласно статистике, уровень проникновения чат-ботов и голосовых помощников различается по отраслям. Лидером по внедрению чат-ботов стал ритейл (42% компаний), за ним следуют медицинские организации (38%), банки (27%) и страховые компании (19%). А голосовых помощников используют в основном банки (21% от общего числа) и медицинские организации (50%).

Эксперты прогнозируют дальнейший рост рынка, хотя темпы развития могут различаться по сегментам. Ряд областей, таких как чат-боты и речевая аналитика, уже достигли высокой степени зрелости, однако внедрение новых технологий может стать ключевым фактором для их дальнейшего роста.

«Мы ожидаем, что темпы роста рынка диалогового ИИ в 2024 году замедлятся относительно 2023 года, так как в период 2019–2023 годов рынок переживал стадию бурного развития, что отразилось на высоких среднегодовых темпах роста — 42%. При этом, буст развития, который могут получить речевая аналитика и синтез и распознавание речи за счет внедрения решений на базе GenAI, будет компенсирован замедлением рынка голосовых роботов, которые занимают больше половины всего рынка диалогового ИИ. По нашим оценкам, рост рынка в 2024 году составит около 25%, что на 3 процентных пункта меньше, чем в 2023 году. В этом случае объем рынка диалогового ИИ для бизнеса превысит 7,45 млрд рублей»

— Алина Плёнкина, руководитель Naumen Research

По прогнозам, применение LLM (Large Language Models, или большие языковые модели) поможет текущим решениям создавать новые ценности для бизнеса, открывать новые рынки сбыта. GenAI также может существенно упрощать настройку текущих решений и их использование, ускоряя получение результатов.

Naumen Research: Российский рынок диалогового искусственного интеллекта для бизнеса 2024 (полная версия, pdf)

Naumen Research: Российский рынок диалогового искусственного интеллекта для бизнеса 2024 (сокращенная версия)

Ведомости: Рынок диалогового ИИ в 2024 году в России увеличится на четверть

Другие новости

ГК «Агроэко» внедрила Naumen Service Desk для построения цифровой экосистемы управления ИТ и сервисами

Компания «Агроэко-ИТ», входящая в состав одного из крупнейших агропромышленных холдингов России, внедрила платформу Naumen Service Desk для автоматизации процессов поддержки, учета инфраструктуры и развития внутренних сервисов. Решение позволило заменить ранее используемую систему и выстроить единое пространство взаимодействия между сотрудниками и ИТ-подразделением.

Исследование Naumen: рост рынка диалогового ИИ в России может замедлиться в следующем году

Российский рынок диалогового искусственного интеллекта демонстрирует ускорение: в 2024 году его объем достиг 8 млрд руб., показав среднегодовой темп роста 34%, посчитал российский вендор Naumen. Ключевым драйвером стал быстрый прогресс в области генеративного ИИ, который радикально изменил речевую аналитику и повысил эффективность чат-ботов и голосовых помощников. По прогнозам Naumen, в 2025 году рынок сохранит аналогичную динамику, увеличившись еще примерно на 30%, а его объем приблизится к 11 млрд руб. Однако в 2026 году рост может замедлиться из-за изменений налогового режима для ИТ-компаний, а также регулирования исходящих обзвонов.

Naumen завершил внедрение SIEM «Платформа Радар» для ускорения обнаружения киберинцидентов

Naumen завершил проект по внедрению отечественной SIEM-системы «Платформа Радар». Ключевые факторы выбора — высокая производительность, качество детектирования атак, скорость развертывания, удобство интеграции с существующей инфраструктурой кибербезопасности — Sber TI, KEDR и другими продуктами. В результате Naumen получил эффективное решение, легко масштабируемое и адаптируемое к растущим требованиям по защите данных и обеспечению киберустойчивости.

Все новости