Новости

Все новости

Адаптировались к отсутствию иностранного ПО: 70% российских компаний используют low-code разработку

За прошедший год, отметившийся уходом иностранных вендоров с рынка РФ, российские компании пересмотрели подходы к цифровизации бизнеса, в частности стали шире смотреть на варианты внедрения и развития ПО, выяснил Naumen при опросе 42 организаций, относящихся к крупному бизнесу и действующих в 11 отраслях экономики. Практически половина опрошенных (46%) одновременно использует собственную разработку, адаптацию коммерческого и свободно распространяемого программного обеспечения и заказную разработку для реализации цифровых инициатив. Также отсутствие необходимого софта и нехватка ИТ-специалистов заставили российский бизнес обратиться к low-code платформам: 70% компаний внедряют решения, позволяющие создавать различные информационные системы из готовых блоков как в конструкторе, с минимальным программированием.

Компании цифровизируют процессы всеми доступными способами

Внедрение нового программного обеспечения — долгий и сложный процесс, поэтому бизнес стремится найти и использовать наиболее оптимальные по скорости и затратам варианты добавления новых систем к своей ИТ-инфраструктуре. Самыми популярными среди российских организаций способами внедрения нового ПО стали собственная разработка, а также приобретение и адаптация коммерческого софта под задачи организации — их используют по 34% компаний. Реже бизнес обращается к заказной разработке и свободно распространяемому ПО: так поступают 17% и 16% организаций.

Значительное сужение ассортимента программного обеспечения, доступного на рынке, вынудило российский бизнес дополнять привычные способы приобретения и развития информационных систем. Компании «подгоняют» под свои задачи коммерческий и свободно распространяемый софт, создают решения «с нуля» собственными силами и с помощью подрядчиков. Все четыре подхода одновременно используют 46% организаций, три из четырех — еще 37%.


Исследование показало, что лишь 22% из опрошенных компаний не предпринимает шагов для дальнейшего развития внедренного программного обеспечения. Остальные адаптируют системы под изменения в процессах или новые цели бизнеса с помощью собственной разработки (55%) или заказной (23%).


«После ухода иностранных вендоров российский бизнес столкнулся с рядом проблем, например, многие лишились доступа к облачным сервисам, а также технической поддержке. Ситуация, похоже, заставила отечественные компании проявить большую самостоятельность в вопросах разработки и развития софта. По этой причине организации в два раза чаще сами делают ПО, чем поручают задачу подрядчикам, и в 2,5 раза чаще дорабатывают ИТ-решения собственными силами, а не с привлечением сторонних компаний. Разумеется, „самостоятельность“ дорого обходится бизнесу: организации вынуждены создавать или наращивать команды разработки», — рассказала Алла Кветная, директор департамента разработки Naumen Platform.

Большинство российских компаний экспериментирует с low-code

Ситуация на российском рынке программного обеспечения, усиленная дефицитом ИТ-специалистов, повысила популярность альтернативных подходов к разработке: 70% компаний пользуются low-code инструментами для создания и развития ПО. Подход предполагает использование специализированных платформ для «сборки» информационных систем из готовых блоков, с минимальным написанием кода.
С помощью low-code подхода российский бизнес чаще всего автоматизирует рутинные операции (RPA), а также цифровизирует поддерживающие функции (управление проектами, управление знаниями и другое). Эти задачи отметили во время опроса 32% и 26% компаний соответственно. Однако российский бизнес редко прибегает к low-code инструментам при создании прототипов и MVP (Minimum Viable Product), несмотря на то, что эта область традиционно считается перспективной для внедрения low-code платформ: во время опроса только 8% компаний подтвердили, что используют преимущества «низкого кода» при сборке ИТ-решений для тестирования гипотез.

«Сегодня в российской ИТ-индустрии сложилась уникальная ситуация: компании вынуждены запускать цифровые инициативы в условиях нехватки как программного обеспечения, так и ИТ-специалистов. Эти факторы заставили организации преодолеть свои сомнения по отношению к low-code инструментам разработки и, наконец, увидеть преимущества, которые они дают бизнесу. Сейчас мы видим, что наибольшую популярность „низкий код“ получил при разработке ИТ-решений, автоматизирующих рутину, поддерживающих высокую производительность сотрудников и пр.», — отметила Алла Кветная.

Методология

Исследование проходило весной и летом 2023 года. В выборку попали 42 российские компании из 11 отраслей. Респонденты имели следующие позиции в организациях, которые представляли: ИТ-директора и руководители ИТ-департаментов, директора по цифровизации, архитекторы решений.

Исследование полностью читайте по ссылке.

Другие новости

Naumen поддержал выпуск книги о развитии продуктового подхода в крупном бизнесе

Российский разработчик IT-решений Naumen поддержал выпуск книги «Продуктовый подход. Как создавать продукты, которые зарабатывают», посвященной развитию продуктового управления в российских компаниях. Аннотацию к изданию написал Игорь Путин, руководитель развития продукта Naumen Project Ruler. Презентация книги состоялась 20 ноября на конференции Corporate Products Day 2025, организованной ФРИИ.

Naumen запускает подкаст «Голоса клиентского сервиса»

Российский разработчик IT-решений Naumen запустил подкаст «Голоса клиентского сервиса» — серию открытых разговоров с руководителями и экспертами отрасли. В центре внимания — клиентский опыт, сервис, команды и технологии, которые отвечают за коммуникации бизнеса и клиентов. Первым гостем подкаста стал Дмитрий Чернов, экс-директор блока клиентского обслуживания и сервиса розничного бизнеса «Билайн». Ведущим выступил Сергей Попов, руководитель направления контакт-центров и автоматизации клиентского сервиса Naumen.

Naumen подтвердил лидерство в рейтингах работодателей Forbes и РБК

Российский разработчик корпоративного программного обеспечения Naumen третий год подряд входит в число лучших работодателей России по версии рейтинга РБК 2025. Также Naumen в пятый раз среди лучших работодателей страны по версии Forbes.

Все новости