Новости

Все новости

В контакте с клиентами: восемь из десяти ритейлеров консультируют покупателей в соцсети VK — исследование Naumen

Компания Naumen провела ежегодное исследование дистанционного обслуживания в ритейле, направив в совокупности 6,3 тыс. обращений в контакт-центры 120 розничных сетей, онлайн-магазинов и маркетплейсов из топа рейтинга InfoLine. Самым популярным текстовым каналом обслуживания стала социальная сеть VK — для консультаций ее использовали 84% компаний, что на 5 процентных пунктов больше прошлогоднего показателя. Также представители отрасли значительно улучшили качество обслуживания клиентов по телефону, обогнав в этом направлении банки и страховые.

Ритейлеры возвращаются в цифровые каналы

Согласно результатам исследования Naumen в 2023 году ритейлеры стремятся к разнообразию в текстовых каналах, задействованных в клиентском сервисе. Представителей розницы, не пользующихся чатами для общения с потребителями, стало на 4 п.п. меньше (7%) по сравнению с прошлым годом. Также на 5 п.п. сократился процент ритейлеров, предпочитающих обслуживать клиентов на одной цифровой площадке — до 19%. В свою очередь больше компаний стали использовать в клиентском сервисе два, три и четыре текстовых канала: их доля составила 28% (+5 п.п. за год), 18% (+2 п.п.) и 13% (+2 п.п.) соответственно.

«В 2022 году многие компании отреагировали на ограничение доступа к соцсетям Instagram и Facebook (прим. — деятельность компании Meta запрещена на территории РФ) сокращением количества текстовых каналов, используемых для консультирования клиентов. Мы видим, что в 2023 году ритейлеры адаптировались к ситуации и начали вновь наращивать свое присутствие на цифровых площадках, запуская обслуживание в VK, Telegram, „Одноклассниках“ и других каналах», — отметила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.


Социальная сеть VK вновь стала самым популярным каналом для общения ритейла с потребителями. С прошлого года доля компаний, использующих площадку в клиентском сервисе, выросла на 5 п.п. до 84%. На втором месте оказался чат на сайте с долей в 46%, прибавившей с прошлого года 7 п.п. Замыкает тройку лидеров Telegram с результатом в 39%. По сравнению с 2022 годом, который отметился взрывными темпами освоения канала, процесс перетока ритейлеров в мессенджер замедлился — доля консультирующих в нем компаний выросла на 8 п.п.

В 2023 году активный рост показал такой канал коммуникаций с потребителями как чат в мобильном приложении: общаться с клиентами на площадке стало 29% ритейлеров, что на 5 п.п. больше показателя предыдущего года.

Соцсеть «Одноклассники» и мессенджеры WhatsApp и Viber в этом году испытали отток компаний, консультирующих покупателей: доля представителей розницы в каналах снизилась до 29% (-1 п.п.), 21% (-5 п.п.) и 16% (-2 п.п.) соответственно.

«Компаний, использующих в клиентском сервисе WhatsApp, в 2023 году стало на 20% меньше, что является наиболее крупным оттоком среди всех текстовых каналов дистанционного обслуживания. Тенденция может быть связана, во-первых, с изменениями политики тарификации WhatsApp Business Api, которая привела к росту стоимости контакта в канале, а во-вторых, с аффилированностью мессенджера с запрещенной в России компанией Meta», — объяснила Валерия Чижикова.

Несмотря на отток ритейлеров из WhatsApp и Viber, мессенджеры по-прежнему остаются популярным каналом для обслуживания клиентов — практически каждый второй представитель розницы использует в клиентском сервисе как минимум одну площадку.


Быстрые и исчерпывающие консультации — в чатах на сайтах ритейлеров

Цифровым каналом с самым высоким качеством обслуживания стал чат на сайте: площадка набрала 94% от максимального количества баллов, начисляемых за полноту ответов и скорость консультаций. Второе и третье места достались мессенджерам: Viber и WhatsApp получили 92% баллов за качество клиентского сервиса, а Telegram — 91%.

Чат в мобильном приложении опустился в конец рейтинга, набрав 84% баллов, что на 9 п.п. меньше показателя прошлого года. Положение канала ухудшилось вследствие снижения скорости консультаций и неполных ответов. Соцсети VK и «Одноклассники» напротив повысили качество обслуживания пользователей на 5 п.п. и 9 п.п., получив 84% и 79% от максимально возможного количества баллов.


Один из наиболее важных параметров клиентского сервиса в текстовых каналах — скорость ответов. Быстрее всего консультацию можно получить в чатах на сайтах ритейлеров: в течение 15 минут там решаются 88% обращений. На втором месте Viber с 83% обработанных за это время вопросов. Скорость ответов прошлогоднего лидера среди мессенджеров WhatsApp значительно упала в 2023 году: за 15 минут теперь решается только 82% обращений клиентов, в то время как раньше — 87%. Скорость обслуживания в Telegram практически не изменилась в сравнении с результатами 2022 года: за первые 15 минут ответ получают 79% вопросов. Чат мобильного приложения в свою очередь значительно потерял в скорости ответов, уменьшив долю обработанных в первые 15 минут обращений с 81% до 77%.

Традиционно дольше всего ждать ответа на вопрос в социальных сетях. В VK за 15 минут было обслужено 49% обращений, а в «Одноклассниках» — 35%. При этом в VK более трех часов ждет ответа каждое пятое обращение, а в «Одноклассниках» — практически каждое третье.

«Зачастую в контакт-центрах текстовые обращения из всех каналов обрабатываются в единой очереди. Разница в скорости ответов на площадках может быть связана с разграничением зон ответственности. Например, сообщества в социальных сетях нередко „относятся“ к маркетинговому департаменту, и на поступающие туда входящие сообщения отвечают специалисты этого отдела. Как правило, у них нет KPI по скорости и полноте ответов как у операторов контактных центров. Также, если у компаний ограничены ресурсы, они концентрируются на тех площадках, к обслуживанию на которых у клиентов выше ожидания: пользователи чаще имеют более высокие требования к скорости ответов в чатах на сайте и в приложении и терпимее относятся к более долгому ожиданию в соцсетях», — рассказала Валерия Чижикова.

Аптеки опережают другие сегменты по качеству консультаций в текстовых каналах

В разрезе торговых сегментов лидерами по качеству обслуживания в цифровых каналах стали аптеки с результатом в 91%. За год они повысили уровень консультаций на 5 п.п. На втором месте категории «DIY, ремонт и мебель» и маркетплейсы, набравшие по 89% от максимального числа баллов. По 88% оказалось у таких категорий ритейла как «Электроника и техника» и «Одежда, обувь и аксессуары». У компаний из FMCG небольшой отрыв — качество обслуживания набрало 87%.

Хуже всего в консультировании на цифровых площадках показали себя организации из категорий «Косметика и дрогери» (80%) и «АЗС» (73%). Если первым в части качества сервиса не хватило высокой скорости консультаций, то вторым как скорости, так и полноты ответов на вопросы.

«АЗС сильно отстают от остальных сегментов в качестве обслуживания в текстовых каналах: они присутствуют только в соцсетях и отвечают менее полно и быстро, чем компании из других сегментов. Вероятно, это связано с тем, что они больше фокусируются на голосовой поддержке», — пояснила Валерия Чижикова.


Две трети звонков ритейлеры принимают в первые 20 секунд

Обслуживание клиентов по телефону в ритейле год от года становится лучше. В 2023 году 86% звонков было принято операторами в первые 90 секунд, что на 4 п.п. пункта больше прошлогоднего результата. Такая динамика роста сохраняется с 2021 года. При этом большая доля звонков (69%) была принята в первые 20 секунд, этот показатель повысился на 10 п.п. Розница продемонстрировала самые высокие показатели доступности по телефону среди прочих отраслей: страховые за первые 90 секунд принимают 76% звонков, а банки — 68%.

Также ритейл показал высочайший уровень качества обслуживания по телефону: 98% клиентских обращений получили ответы максимум на второй линии, что на 3 п.п. больше, чем в 2022 году. При этом доля вопросов, решенных уже на первой линии, также выросла на 3 п.п. и составила 94%. По этим показателям ритейл обошел другие отрасли: в прошлом году в банковской сфере доля ответов на первой или второй линии составила 91%, а на первой — 81%, в свою очередь среди страховых эти показатели составляют 71% и 51%.

«По качеству обслуживания по телефону российские ритейлеры опережают не только страховые и банки, но и коллег из Великобритании, где клиенты получают ответ при первом обращении только в 68% случаев, по данным ContactBabel за 2021 год. Таким образом отрыв в пользу российских ритейлеров в среднем составляет 30 п.п.», — рассказала Валерия Чижикова.

Ритейл лидирует по внедрению чат-ботов в клиентский сервис

В ходе исследования Naumen обнаружил чат-ботов у 35% ритейлеров, что на 4 п.п. больше, чем в 2022 году. Розничная сфера опережает другие отрасли по уровню автоматизации обслуживания в текстовых каналах: чат-боты внедрены в 23% банков и 15% страховых.

Самыми популярными текстовыми каналами для использования интеллектуальных помощников стали чат на сайте, мессенджер Telegram и чат в мобильном приложении: в них действуют 26, 23 и 18 ботов соответственно. Эти же площадки показали и максимальный прирост: в 2023 году в чатах на сайтах и в мобильных приложениях было запущено по шесть новых чат-ботов, а в Telegram — четыре.

Лидерами по использованию чат-ботов остались маркетплейсы: помощники внедрены в 75% компаний из этого сегмента. На втором месте с долей в 54% оказались аптеки, а на третьем с 38% — «Косметика и дрогери» и FMCG.


Число голосовых помощников в ритейле выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом: они есть у 12% компаний из выборки. В части проникновения голосовых помощников ритейлеры уступают банковской сфере, где голосовые боты имеются у 16% организаций.

Чаще всего голосовые помощники встречаются в FMCG-компаниях и аптеках: в этих сегментах было обнаружено пять и три бота соответственно. В группе «Электроника и техника» оказалось внедрено два голосовых помощника, а в маркетплейсах, «Одежде, обуви и аксессуарах», «Косметике и дрогеры» и «DIY, ремонте и мебели» — по одному.

«Интересную картину можно наблюдать в маркетплейсах: они лучше остальных освоили чат-ботов, но в части голосовых помощников не в авангарде. Отчасти это связано с тем, что ряд компаний из этого сегмента либо вовсе отказался от поддержки „в голосе“, либо не фокусируется на ней и не делает ее основным каналом общения с потребителями», — рассказала Валерия Чижикова.

Рейтинг ритейлеров

По качеству обслуживания в цифровых каналах лидерами в своих сегментах стали: «Лента» (FMCG), «Спортмастер» («Одежда, обувь, аксессуары»), «М.Видео-Эльдорадо» («Электроника и техника»), «Максавит» («Аптеки»), «Аскона» («DIY, ремонт и мебель»), «Сима-Ленд» («Маркетплейсы»), «Улыбка радуги» («Косметика и дрогери») и «Татнефть» («АЗС»).

Первые места по качеству обслуживания звонков в своих сегментах заняли: «Кантата» (FMCG), ЦУМ («Одежда, обувь, аксессуары»), «Холодильник.ру» («Электроника и техника»), «Максавит» («Аптеки»), «Сатурн» («DIY, ремонт и мебель»), «Яндекс Маркет» («Маркетплейсы»), «Подружка» («Косметика и дрогери») и «Роснефть-Башнефть» («АЗС»).

Лучший чат-бот оказался в компании «Спортмастер», а лучший голосовой бот — в «Утконосе».

Методология исследования

Исследование проходило в период с 30 марта по 18 мая 2023 года. В выборку попали 120 розничных сетей, интернет-магазинов и маркетплейсов из рейтинга InfoLine 2021. Предметом исследования были скорость и качество обслуживания в чатах, мессенджерах, социальных сетях, по телефону, а также оценка работы голосовых и чат-ботов.

В ходе исследования было совершено более 4,7 тыс. звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов, а также направлено свыше 1,6 тыс. обращений в доступные текстовые каналы ритейлеров.

Другие новости

Петрович ускорил обслуживание на 9,9% после внедрения Naumen KMS

Строительный торговый дом «Петрович» на 9,9% сократил среднее время обработки обращения в контакт-центре благодаря российскому решению по управлению знаниями Naumen KMS и голосовому боту-суфлеру на основе Naumen Conversational Intelligence. База знаний на технологиях Naumen стала единым источником знаний для более чем 950 сотрудников нескольких отделов.

Обновленный Naumen SAM для управления программными активами заменит решения от Flexera и Snow

Naumen выпустил новую версию решения для управления программными активами — Naumen SAM 3.0. Значительное расширение функционала, повышенные стандарты безопасности, стабильная и быстрая работа при высоких нагрузках позволяют решению в новой версии конкурировать с мировыми лидерами в своей категории.

«Цифра брокер» и «Цифра банк» внедрили систему управления сервисными процессами на базе Naumen Service Desk Pro

«Цифра брокер» и «Цифра банк», входящие в финансовую группу «Цифра», успешно завершили проект по внедрению автоматизированной системы управления сервисными процессами на базе решения Naumen Service Desk Pro. Новая система управления повысила сервисно-ориентированный подход компаний и эффективность процессов управления услугами.

Все новости