Исследование TAdviser и NAUMEN: Практика работы с информацией в российских компаниях
По данным опроса, проведенного аналитическим агентством TAdviser совместно с компанией NAUMEN в 1 квартале 2021 года, около половины российских организаций (крупных промышленных структур и верхнего сегмента среднего бизнеса) сталкивались в 2020 году с проблемами в получении необходимой информации для решения рабочих задач. За время существования бизнеса накапливаются большие объемы данных и несистематизированной информации, которая часто неудобна для обработки и использования. При этом почти ¾ опрошенных компаний используют документы как в электронном, так и в бумажном виде. Это связано со сложившимися ранее процедурами и спецификой хранения определенного типа документов, а также с требованиями внутренних служб безопасности, ограничивающими переход на полностью безбумажные технологии.
Наличие проблем с получением необходимой информации в компаниях в 2020
Подавляющее большинство опрошенных компаний (92%) отмечают, что их сотрудники не всегда знают, какую информацию в каких именно корпоративных системах нужно искать. В более 60% организаций сталкивались с невозможностью найти требуемую информацию во внутренних ресурсах.
«В среднем в компаниях, с которыми мы сотрудничаем, более пяти информационных ресурсов: CRM, ERP, новостной портал, архив НПА и другие. Чем их больше, чем больше обрабатываемых в них данных, тем острее становится потребность в быстром поиске информации сразу по всем источникам», — говорит Федор Краснов, директор департамента информационных систем управления компании NAUMEN.
Сергей Санин, начальник отдела новых технологий «Новатэк НТЦ», отмечает, что в компании часто сталкиваются с проблемой с доступом к информации, что влечет временные затраты и снижает качество принятия решений на фоне неполного объема нужных данных.
Как показал опрос TAdviser и NAUMEN, до 80%
Использование инструментов для оценки потерь в результате проблем с поиском информации
«Оценка
«Очень часто сотрудники сталкиваются с ситуациями, когда отсутствие необходимого доступа значительно замедляет работу, но еще более сложной является ситуация, когда сотрудник не обладает информацией о существовании необходимой информации, — поясняет Наталья Третьякова, руководитель управления организации работы с данными компании „Газпром нефть“. — Поэтому вопросы демократизации данных и упрощения регламентов получения доступа является одной из важных задач функции управления данных (УПД) в компании».
Как показал опрос TAdviser и NAUMEN, основными последствиями существующих проблем с поиском нужной корпоративной информации респонденты считают затягивание сроков решения рабочих задач (86%), увеличение операционных расходов (80%), а также недополучение выручки (70%) — в том числе, ввиду торможения процессов R&D, вывода на рынок новых продуктов и внедрения инноваций. Кроме того, 40% опрошенных компаний (преимущественно публичных) отмечают в этой связи повышение рисков несоблюдения требований регулирующих служб (compliance).
Основные последствия отсутствия или недостатка информации в компаниях
Подавляющее большинство опрошенных (90%) хотели бы ускорить принятие решений за счет большей доступности корпоративной информации. Решение проблемы с отсутствием (или сложностями в поиске) нужной информации респонденты видят в создании единого хранилища данных (80%), а также в разработке корпоративных справочников и баз знаний (74%) или системы корпоративного поиска (44%).
«В „Газпром Нефть“ один из ключевых инструментов, позволяющих расширять знания людей о создаваемой и накопленной в компании информации — разрабатываемый внутри продукт „Корпоративный поиск“. Он становится единой точкой входа поиска информации: в нем доступно более 30 источников, 6,5 миллионов документов», — отмечает Наталья Третьякова. Продуктом пользуются уже более 20 тысяч сотрудников.
Сергей Санин видит решение проблемы в организации системы сбора информации, которая в активном режиме агрегируется и анализируется. В частности, системы корпоративного поиска — по его словам, хороший вариант для сбора информации из разных источников, которую затем комплексно обрабатывают инструменты BI.
«Внедрение систем корпоративного поиска позволит объединить все источники информации и создаст потенциал для работы с интеллектуальным капиталом. Это инструмент для совершенствования процессов компании, поиска инсайтов, который соединяет внутренние и внешние информационные ресурсы в единое поле знаний», — отмечает Федор Краснов.
Спрос на системы корпоративного поиска в последние годы растет — в мире этот рынок ежегодно увеличивается в среднем на 25%. Основной потенциал внедрения таких решений в ближайшие годы будет сосредоточен в сегментах банков, нефтегазовых, крупных промышленных и производственных предприятий.