ICT Online: ИТ как партнер: как и зачем бизнесу создавать центры компетенций
Эффективность цифровой трансформации во многом зависит от наличия в компании центра компетенций, который сочетает в себе знания ИТ и глубокое понимание бизнеса. Такой центр должен уметь анализировать потребности бизнеса и предлагать своевременные технологические решения. Об устройстве партнерской модели взаимодействия бизнеса и ИТ, глобальных вызовах и инструментах для Total Experience рассказывает руководитель практики комплексной цифровизации процессов компании Naumen Никита Кардашин.
Роль ИТ-службы в современном бизнесе
В термине «ИТ как бизнес-партнер» заложена следующая идея. ИТ-служба — это не сервисное подразделение, а ключевая часть бизнеса, от которой зависят результаты всей компании в целом. Эта идея не нова — еще в первых версиях методологии ITIL ИТ-служба рассматривалась как бизнес внутри бизнеса, который заключает с основным бизнесом условный, или даже фактический, контракт.
Постепенное проникновение технологий во все процессы организации привело к тому, что основной бизнес и ИТ стали неделимыми, а стратегия цифровизации и стратегия самого бизнеса — неразрывно связанными. Особенно показательны примеры Digital Natives — компаний, которые изначально появлялись в цифровой среде. Например, бизнес Т-Банка и Яндекс Go практически полностью построены на ИТ и невозможны без цифровых инструментов.
В результате у организаций возникла потребность формировать центры компетенций, которые будут служить точкой понимания и взаимодействия между бизнесом и технологиями. Такой центр может возникнуть на стороне «заказчика», если в компании есть технологически погруженный
Партнерская модель подразумевает взаимодействие бизнеса и ИТ на равных, а не по модели «подрядчик — заказчик». Расширяется и спектр задач
Какие преимущества дает бизнесу построение партнерской модели с ИТ
В последние годы компании сталкиваются с глобальными вызовами, с которыми практически невозможно справиться без
Поддержка необходимой скорости изменений. За последние пять лет значительно выросли требования к адаптивности процессов. Конъюнктура, с которой работает компания, меняется ежедневно. Бизнесу нужно уметь быстро адаптироваться к новым регуляторным требованиям, международной обстановке, рыночной ситуации. Для этого требуется трансформировать
Для быстрых изменений нужны развитые
Уменьшение влияния дефицита кадров. Проблема кадрового голода остро стояла еще до периода пандемии, но со временем только усилилась. Этому способствуют такие факторы, как увеличение мобильности сотрудников, изменение подходов к отношению с работодателем, распространение форматов удаленной работы и появление возможности трудиться на глобальных рынках. Сейчас многие отрасли испытывают недостаток кадров. По данным Минцифры, только в сфере ИТ дефицит составляет 1 млн человек.
В результате дорожает процесс найма и увеличиваются расходы на заработную плату, тогда как далеко не все рынки растут по доходам. Важно, чтобы эффективность использования человеческого капитала была высокой. Развитые
Обеспечение клиентского опыта. В последние годы растет актуальность методологии Total Experience. Подход подразумевает, что компания предоставляет примерно равный уровень сервиса всем контрагентам: клиентам, сотрудникам, партнерам, государственным регуляторам, в любых каналах присутствия.
Еще 10 лет назад многие люди были готовы мириться с долгими ответами служб поддержки и неудобными каналами обращений. Сегодня планку задают лидеры индустрий. Клиенты и сотрудники имеют опыт работы с продвинутыми
Реализация партнерской модели: практика рынка
Ключевая проблема при определении стратегии цифровизации — понять, что именно нужно делать. Чтобы разобраться с потребностями бизнеса в технологиях, можно привлекать внешних консультантов или развивать центры соответствующих компетенций внутри бизнеса.
Одно время более распространен был первый вариант. Сегодня аутсорсинговая модель используется реже. С одной стороны, это связано с уходом ряда игроков с рынка, с другой — с рисками раскрытия чувствительной информации. Чтобы получить определенную рекомендацию, бизнесу приходится предоставлять стороннему специалисту доступ к своим данным, метрикам и, возможно, проблемам. Не каждая компания к этому готова.
Бизнес, который нацелен на цифровизацию, стремится держать
Обычно чем более технологична организация, тем выше требования к ИТ. В идеале, по мере цифровизации растет зрелость
На практике технологическая зрелость и использование партнерской модели не всегда находятся в прямой зависимости. Порой даже крупные и лидирующие компании тяготеют к сервисной, иерархической модели, когда взаимодействие с
Вместо выводов
Сегодня большая часть инновационных проектов основана на технологиях. Зачастую новые
Автор: Никита Кардашин, руководитель практики комплексной цифровизации процессов компании Naumen