Исследование Naumen: рост рынка диалогового ИИ в России может замедлиться в следующем году
Российский рынок диалогового искусственного интеллекта демонстрирует ускорение: в 2024 году его объем достиг 8 млрд руб., показав среднегодовой темп роста 34%, посчитал российский вендор Naumen. Ключевым драйвером стал быстрый прогресс в области генеративного ИИ, который радикально изменил речевую аналитику и повысил эффективность
Самый заметный рост пришелся на сегмент речевой аналитики — +53% за год с объемом в 1,5 млрд рублей. Использование генеративного ИИ позволило расширить и упростить работу с массивами диалогов с клиентами во всех каналах взаимодействия: теперь системы способны самостоятельно находить паттерны в диалогах и выявлять возражения клиентов без сложной настройки, а также анализировать контекст диалога и эмоциональные оттенки речи, включая такие тонкие, как ирония и сарказм. Технология позволяет ускорить работу с большими объемами данных и углубить их анализ, выявляя инсайты по продуктам и зонам улучшения клиентского опыта и генерируя гипотезы по развитию бизнеса.
По данным Naumen, ускорение роста рынка диалогового ИИ связано сразу с несколькими факторами. Ключевым драйвером роста стало растущее внедрение
В случае
На динамику 2026 года могут повлиять сдерживающие факторы. В частности, новые изменения налогового режима для
«Мы наблюдаем качественный сдвиг на рынке диалогового ИИ. Если раньше аналитика диалогов ограничивалась набором типовых сценариев, то теперь системы на базе генеративного ИИ способны находить скрытые закономерности и помогать бизнесу глубже понимать клиента. Это означает не просто рост рынка, но и рост требований к качеству сервисов, где именно знания о клиенте становятся конкурентным преимуществом. Для
ИИ-помощников открываются новые перспективы в части навыков, эффективности, гибкости диалогов. В то же время новые налоговые изменения и ограничения на обзвоны могут скорректировать темпы роста рынка, и здесь важно, чтобы вендоры умели монетизировать более сложные инструменты, позволяющие снизить стоимость звонков и удержать или нарастить конверсию например, на сегментации баз, персонализации офферов в диалогах сИИ-ботами »