Осторожно, соцсети закрываются: куда банки переводят общение с клиентами — исследование Naumen
Компания Naumen провела десятое ежегодное исследование качества дистанционного банковского обслуживания. Объектами исследования стали 102 крупнейших российских банка. В 2022 году консультации для неавторизованных клиентов чаще всего происходят в одном или двух цифровых каналах обслуживания. Количество компаний, использующих 4–5
Количество используемых для консультаций цифровых каналов сократилось
В 2022 году банки чаще используют для обслуживания клиентов один или два текстовых канала в неавторизованной зоне. Таких организаций 25% и 21% соответственно. В трех каналах консультируют 15% банков.
По сравнению с прошлым годом сократилась доля компаний с широким ассортиментом площадок присутствия. Главной причиной стал уход банков из Instagram и Facebook после объявления владеющей ими компании Meta* экстремистской (*запрещена в РФ): в 2021 году в этих социальных сетях предоставляли консультации 53% и 55% организаций соответственно.
Помимо этого в банковском обслуживании наблюдается новый тренд — перенос консультаций в авторизованную зону, например, в чат в мобильном приложении или
Соцсеть «ВКонтакте» стала самым популярным цифровым каналом для обслуживания
Количество банков, присутствующих в соцсетях и консультирующих в них клиентов, продолжает расти в сравнении с 2021 годом. Самой используемой площадкой и для маркетинговых коммуникаций, и для консультаций остается «ВКонтакте»: на ней присутствуют 80% банков из
В «Одноклассниках» ситуация нелинейная. Доля банков, присутствующих в соцсети и ведущих свой аккаунт, достигла 47%, что на 9 п.п. больше прошлогоднего показателя, но процент консультирующих, напротив, уменьшился на 5 п.п. и составил 20%.
Результаты исследования показали, что количество чатов на сайте, не требующих авторизации, сократилось на 5 п.п. — их используют 40% представителей банковской отрасли из
В 2022 году самый масштабный скачок среди площадок присутствия показал мессенджер Telegram: более чем в три раза выросла доля банков, использующих его как маркетинговый и
«Бум спроса на Telegram как на площадку для клиентской поддержки произошел не только в банках, но и в других отраслях, например, в ритейле. В 2022 году в мессенджере пользователей обслуживал каждый третий представитель розницы (31%)», — пояснила Валерия Чижикова, руководитель направления исследований клиентского сервиса компании Naumen.
Среди банков высокий уровень проникновения чат-ботов
В банковской отрасли растет популярность интеллектуальных решений для клиентского сервиса: практически каждый четвертый банк (23%) использует
Согласно результатам исследования также наблюдается рост количества голосовых помощников для обработки входящих звонков клиентов: интеллектуальных помощников используют 16% банков, что больше показателя 2021 года на 7 п.п.
Быстрее всего консультацию можно получить в чате на сайте
Чат на сайте остается лидером по скорости предоставления консультации среди всех каналов — в течение 15 минут с момента отправки сообщения решаются 93% вопросов. На втором месте по скорости ответов находятся мессенджеры: в Viber за этот же промежуток времени получают ответы 87% вопросов, в Telegram — 74%, а в WhatsApp — 72%. Дольше всего клиенты банков дожидаются ответа в социальных сетях. Во «ВКонтакте» только половина вопросов (47%) решается за 15 минут, а в «Одноклассниках» — треть (36%).
При этом качество обслуживания в разных текстовых каналах выровнялось, и это главный тренд 2022 года. Параметр включает обстоятельный ответ на основной и дополнительный вопросы, скорость ответа, вежливость и в целом культуру речи оператора и рассчитывается в баллах. 95% от максимального балла набрал Viber, став лидером по качеству оказываемых консультаций. На втором месте чат на сайте с результатом в 94%. Мессенджеры Telegram и WhatsApp набрали по 89%. Эти каналы выросли в качестве после серьезного падения в 2021 году
В соцсети «ВКонтакте» качество консультаций составляет 82%. «Одноклассники» по сравнению с прошлым годом совершили рывок в обслуживании, увеличив свой показатель на 10 п.п. до 80%.
Банки стали хуже обслуживать клиентов по телефону
В этом году клиентам приходится дольше ждать подключения оператора к звонку: уровень доступности банков по телефону, то есть доля принятых вызовов в первые 90 секунд после постановки в очередь, упала на 8 п.п. и составила 69%. Половина звонков (50%) была принята операторами или ботами в течение 20 секунд, и это сопоставимый с уровнем прошлого года показатель.
«В последние два года мы наблюдаем постоянное снижение доли звонков, принятых в течение 20 секунд. В 2022 году таких была половина, годом ранее — 54%, еще раньше — больше 60%. Тренд на ухудшение доступности банков по телефону формируется под воздействием как минимум трех факторов.
Уровень качества обслуживания по телефону оказался рекордно низким за последние пять лет: доля звонков, в которых вопрос клиента решили с первого раза на первой или второй линии, сократилась на 7 п.п. до 92%.
В 2022 году клиенты быстрее дозваниваются ритейлерам и страховщикам, чем банкам. В ритейле доля звонков, принятых оператором или ботом в течение 90 секунд, составляет 82%, в страховых компаниях этот показатель находится на уровне 77%. Падение доступности у банков до 69% в этом году ставит отрасль на третье место по длительности ожидания ответа на линии.
Победители рейтингов дистанционного обслуживания клиентов
Лидерами по обслуживанию клиентов в неавторизованных цифровых каналах стали ВТБ, «ОТП Банк»,
По доступности и качеству обслуживания по телефону лучшими в своих группах стали банки «Райффайзенбанк», «
Вне групп первые три места в рейтинге банков с лучшими
Полный список победителей можно посмотреть на сайте.
Методология
Исследование проходило в период с 8 августа по 18 сентября 2022 года и охватило 102 розничных банка с топовыми позициями по активам. Предметом изучения были скорость и качество обслуживания клиентов в текстовых каналах неавторизованной зоны — чатах, мессенджерах, соцсетях, и по телефону, а также анализ работы голосовых и
В процессе оценки дистанционного клиентского сервиса было сделано больше 800 обращений в доступные текстовые каналы банков, а также свыше 4,1 тыс. звонков по опубликованным на сайтах номерам телефонов.