Публикации

В пресс-центр

Споры вокруг госзакупок не утихают

В последнее время слышно много споров вокруг госзакупок.

Часто не соблюдается порядок информационного обеспечения заказов, допускаются факты установления в конкурсной документации незаконных требований к участникам, а также ненадлежащего исполнения контрактов. Например, на Дальнем Востоке в ходе прокурорских проверок в 2012 году выявлено более 5,6 тыс. нарушений закона в сфере размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд. Из отчета генпрокуратуры об итогах проверки рынка госзакупок, которая проводилась с 2011 по 2012 год, стало известно, что в производстве следственных органов находятся более 500 уголовных дел, связанных с нарушениями в сфере госзакупок, в суды было направлено 442 таких уголовных дела, по большинству из них вынесены обвинительные приговоры. Конечно, цифры внушительные, и хотелось бы, чтобы в 2013 -2014 гг. нарушений закона в сфере размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд было сведено к минимуму.

Приятно удивляет, насколько эффектно развиваются события с постепенным вступлением в силу всех положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Изменения, как минимум, сравнимы с нашумевшим №152-ФЗ «О персональных данных», который существенно поднял рынок систем и услуг информационной безопасности до годового объема в 450 млн. долл. (по данным IDC за 2011 год).

Но если №152-ФЗ в большей степени насильно вынуждал компании модернизировать свой информационный ландшафт, без особых экономических выгод и повышения операционной эффективности, то на первый взгляд не такие уж жесткие требования №223-ФЗ на практике заметным образом отражаются на госкорпорациях, госкомпаниях, ФГУП, МУП и субъектах естественных монополий, подпадающих под действие этого закона. При этом неоспоримым является и тот факт, что оба закона оказывают самое благостное влияние на отношение населения к действиям государства, защищая личное пространство граждан и устраняя сильный раздражитель в виде непомерных и шальных распилов гос.бюджета.

За пока еще недолгий срок действия №223-ФЗ (по факту, лишь с 1 октября 2012 года) уже накопилась достаточная статистика, позволяющая оценить реальную пользу закона. Для госкомпаний эффектом стал средний дисконт от первоначальной цены торгов в -10,3% (по данным электронной торговой площадки SETonline). Кроме того, благодаря необходимости публикации на zakupki.gov.ru плана торгов минимум на год, а также обязательному размещению там же извещений и отчетов о проведенных торгах, организаторы закупок постепенно уходят от бумажного документооборота и переходят на автоматизированную информационную систему управления закупками. Ведь в ходе закупок должно оформляться большое количество бумажных документов, которые теряются, портятся и требуют огромных человеческих ресурсов. А  автоматизация закупок позволяет контролировать процесс размещения заказа по всем основным показателям, таким как характеристики товара/работы/услуги; времени поставки; бюджету. ПО такого класса эффективно и хорошо себя зарекомендовало, так как проработанность функций позволяет уже за 1-2 месяца получить готовый инструмент автоматизации процесса размещения заказа. На практике реализованных проектов это ведет к наведению существенного порядка в процедурах закупок и торгов, повышению эффективности расходования средств и точности формулировок требуемых товаров и услуг. В конечном итоге госкомпания получает шанс повысить результативность своего управления.

Нельзя не заметить, что и ФАС, ответственный за контроль исполнения №223-ФЗ, настроен по-боевому и стал ключевым орудием борьбы с нерадивыми организаторами торгов. По собственной статистике ФАС за 15 октября 2012 года, около 15% заказов госкомпаний оказались размещены с нарушениями законодательства и были отменены. Порядка 10 тысяч поставщиков с помощью ФАС отстояли свои права и добились возможности участвовать в торгах без ограничений в конкуренции.

Можно предположить, что в подавляющем большинстве ситуаций нарушения были спровоцированы не высшим руководством госкомпаний, а рядовыми сотрудниками департаментов закупок. Не зря же с начала года наблюдается невероятный всплеск предложений от учебных центров на повышение квалификации и обучение требованиям нового закупочного законодательства. Кроме того, мировая практика показывает, что наиболее раздражающим и губительным является коррупция и безответственность именно на низших уровнях госуправления, и на них необходимо выправлять ситуацию в первую очередь.

Оценивая ситуацию сегодняшнего дня, можно констатировать, что законодательная база пока несовершенна. Есть задержки и с принятием подзаконных актов, есть очевидные пробелы и в понимании своих обязанностей со стороны закупочных служб, но при этом не дремлют ни ФАС, ни поставщики, и самым верным вариантом для руководителя компании, подпадающей под действие №223-ФЗ, является сотрудничество с экспертной компанией, имеющей опыт реализации автоматизированной системы управления торгами и закупками. Это поможет минимизировать возможные нарушения законодательства в повседневной деятельности организации.

Игорь Кириченко
Портал «Финам.info»

Ссылка на источник