Состояние российского рынка BPM 2020
Российский рынок систем автоматизации
Рынок
BPM-систем можно считать зрелым, с относительно стабильной структурой спроса и предложения и устоявшейся базовой функциональностью систем, представленных на нём.
Геннадий Копаев, директор по маркетингу и продажам компании «КСК Технологии», также говорит о том, что рынок становится более зрелым и более адекватным. При этом, по его словам, некоторые вендоры, понимая функциональность своих систем, перестают позиционировать свои продукты в качестве BPMS. С другой стороны, остающиеся системы обзаводятся дополнительным функционалом, вырастают в платформенные решения. Кроме того, по мнению эксперта, на развитие рынка оказывает влияние растущий реальный опыт заказчиков и поставщиков.
Василий Анфиногентов, директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс — Центр разработки» (ГК «Форс»), полагает, что ключевой характеристикой нынешнего состояния российского рынка BPM является его зрелость, готовность к решению широкого круга задач в области бизнеса и ИТ на стыке различных методологий, технологий и платформ.
Причем этот, более высокий уровень зрелости, отличает всех участников рынка — и заказчиков, и команд подрядчиков, их реализующих. Сами проекты в области BPM становятся более сложными, затрагивающими множество аспектов деловой деятельности компаний.
По мнению Анны Кузнецовой, руководителя практики BPM компании Naumen, в настоящий момент можно наблюдать тенденцию перехода от «BPM для описания и регламентации процессов» к «BPM для исполнения, контроля и улучшения процессов». На это, по её словам, влияет повышение зрелости рынка и экономическая ситуация, не терпящая промедления и раскачки.
На динамику рынка серьезно повлиял нынешний экономический кризис в совокупности с пандемией, который заставил компании заняться оптимизацией своей деятельности. Большинству компаний пришлось оперативно перестраивать устоявшиеся процессы, регламенты и даже
На первый план вышла потребность в обеспечении качественной удаленной работы сотрудников — и для многих это было единственно верным решением, чтобы сохранить сам бизнес.
Пандемия стала почти «смертным приговором» для одних рынков, но при этом сильнейшим стимулом для других — в наибольшей степени для ИТ. У большинства «выживших» компаний практически не осталось другого выхода, кроме как переместиться в онлайн и начать предлагать новые виды услуг.
Как следствие, стали востребованы инструменты для дистанционной работы сотрудников, а также для быстрой перестройки
бизнес-процессов и гибкого управления текущими задачами и проектами.
Многие компании столкнулись с проблемами контроля, скорости исполнения задач, координации работы сотрудников, выполняющих свои обязательства удаленно.
Обсуждаемая ранее необходимость цифровой трансформации процессов, внедрения электронного юридически значимого документооборота стала ключевой задачей многих наших клиентов и важным фактором развития BPM в 2020.
Массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявил у очень многих компаний большое число разрывов и нестыковок в существующих
Не случайно, одним из главных трендов последних
года-двух в крупных организациях я бы назвал осознание важности создания единой цифровой процессной платформы для централизации и структуризациибизнес-процессов . Думаю, что опыт работывесной-летом 2020 г. уже внимательно изучается бизнесом и соответствующие выводы будут сделаны. По крайней мере, мы уже активно обсуждаем с клиентами долгосрочные планы по внедрению решений на единой для крупного заказчика цифровойВРМ-платформе .
Алексей Клочков, управляющий директор «Террасофт Россия», замечает довольно неожиданные коррективы, который внес коронакризис. По его словам, вместо «замораживания» проектов и экономии ресурсов в условиях турбулентности наблюдался запрос на ускоренную перестройку и оптимизацию процессов со стороны ключевых клиентов компании.
Крупные и средние компании имеют долгосрочные стратегии цифровой трансформации, поэтому такие организации видят для себя преимущества
BPM-технологий независимо от потрясений.
На фоне карантинного режима работы к компаниям пришло осознание необходимости серьезных проектов автоматизации. BPM позволяет построить фундамент для развития организации — тот самый каркас для цифровой трансформации.
По словам Алексея Трефилова, директора ELMA, часто BPMS играет роль платформы — связующего звена между всеми программными продуктами. Такая платформа позволяет адаптировать
Антон Чехонин, генеральный директор компании «Норбит» (входит в группу «Ланит»), добавляет, что цифровая трансформация «затягивает» все больше отраслей. Компании хотят быстро реагировать на изменения
BPM-платформы стали универсальным инструмент повышения эффективности бизнеса. Чаще всего наша компания видит интерес к таким решениям со стороны сегмента Enterprise.
Вместе с тем основным драйвером развития
Она отмечает, что активная разработка ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ) предполагает новый уровень автоматизации
Органы власти переходят от простых учетных систем к решениям с глубокой автоматизацией
бизнес-процессов и применением технологий искусственного интеллекта. Благодаря новым требованиям и ВПЦТ в государство приходит то, чем раньше обладали исключительно коммерческие структуры.
Выручка участников рынка
Лидером рейтинга крупнейших поставщиков на российском рынке BPM-систем по итогам 2019 года стала компания "Ланит" с выручкой почти 940 млн руб. В первую тройку также вошли компании "Аплана Бизнес Решения" и "Диджитал Дизайн". Наибольший рост выручки от BPM-проектов среди участников рейтинга зафиксирован у компаний Naumen и "КСК Технологии" - 34% и 31,8% соответственно.
Выручка российских компаний от BPM-проектов в 2018-2019 годах
* - консолидированные данные с учетом выручки компаний «Норбит», «Ланит – Би Пи Эм»