Публикации

В пресс-центр

Обзор: Рынок BPM 2019

Почему российский рынок BPM растет быстрее мирового

В последние годы и в России, и в мире растет популярность решений класса Business process management, позволяющих описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы. Сами BPM-решения при этом непрерывно совершенствуются, «срастаясь» с решениями в области искусственного интеллекта и автоматизации исполнения рутинных операций.

Современные BPM: мало кода, много интеллекта

Мировой рынок BPM-систем быстро растет, почти на 15% в год. Динамика отечественного еще выше — суммарная выручка первой десятки участников общего рейтинга (и разработчиков, и интеграторов) увеличилась на 37%, по сравнению с выручкой 2017 г. Объяснить это можно как эффектом «низкой базы», так и тем, что BPM-системы в условиях быстро меняющейся ситуации на рынке становятся жизненно необходимы для того, чтобы успевать перестраиваться под новые условия деятельности.

Комментируя CNews Analytics итоги года и тенденции рынка, представители его участников отметили как сходство российского рынка с мировым, так и некоторые существенные различия.

Так, Алексей Лапшин, генеральный директор компании «Аплана Бизнес Решения», указал на особенности состава отечественных заказчиков. «Российский рынок BPM растет в основном за счет государственных структур и госкорпораций. Для сегмента средних коммерческих организаций полномасштабный BPM еще дорог, но у них достаточно активно внедряются процессные CRM системы», — говорит он.

Относительно технологических тенденций Алексей Лапшин отметил «наполнение BPM-решений программными роботами, искусственным интеллектом и чат-ботами». За счет этого BPM решает главную, на его взгляд, задачу — значительно сокращает время, которое сотрудники крупных компаний вынуждены тратить не на решение основных задач, а на поиск алгоритма действий и разного рода согласования.

Среди технологий, определяющих развитие рынка BPMS, его отечественные игроки назвали «разработку без кодирования», средства автоматизации исполнения процессов за счет программных роботов и искусственный интеллект.

В последние годы и в России, и в мире растет популярность решений класса Business process management, позволяющих описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы


Так, используя среды визуальной разработки, пользователи могут создавать приложения для управления бизнес-процессами без программирования, то есть независимо от ИТ-отдела. Это позволяет уменьшить затраты, увеличить скорость автоматизации процессов и их гибкость, сделать работу с процессами прозрачной.

«Low-code платформы предполагают гибкую настройку BPM-системы без долгой разработки нужного функционала. Модификацию системы может проводить сотрудник, не обладающий обширными навыками программирования, но знающий, какая модель бизнес-процессов наиболее эффективно решит ту или иную задачу», — говорит Юрий Востриков, коммерческий директор компании Норбит (входит в группу Ланит).

Средства искусственного интеллекта позволяют BPM-системам обучаться самостоятельно решать некоторые задачи, а средства Robotic process automation — автоматизировать выполнение рутинных процессов (обслуживание платежей, формирование расписаний, обработка заявок, составление графиков отпусков и командировок и т. д.). Причем RPA-решения, изначально задуманные именно как средство автоматизации рутины, сами обзаводятся элементами интеллекта и решают все более сложные задачи.

«ВРМ-система является хорошим инструментом для роботизации рутинных операций. Наиболее эффективно RPA работает в связке с технологиями искусственного интеллекта. Такие решения помогают роботам выделять важные данные и ускорить обработку документов. В итоге заказчик получает автоматизированные процессы с большим набором критериев, которые ранее требовали внимания сотрудника», — комментирует Юрий Востриков.

Тенденции рынка BPM

Для современного предприятия предлагается множество видов решений с частично перекрывающимся функционалом, и не всегда легко понять, что нужно в каждом конкретном случае: ERP, BPM или просто система документооборота.

«Есть 3 класса систем, предназначенных для решения совершенно различных задач. ECM-системы, помимо организации хранения корпоративного контента, как правило, решают задачу неформализованного управления и классического директивного управления. ERP-системы автоматизируют максимально формализованные стабильные процессы. BPM-системы хороши для автоматизации разнообразных, не столь жестко формализованных процессов, которые подвержены частым изменениям. Но в настоящее время между этими системами происходит определенная конвергенция: и в ERP, и в ECM (сейчас правильнее применять термин CSP — Content Services Platform) появляются вполне полноценные BPMS-движки, которые значительно расширяют возможности этих систем. Что же касается классических BPMS, то в чистом виде они подходят именно для реализации полноценного BPM-стиля управления», — говорит Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн» (входит в «Диджитал Дизайн»).

«В мировом крупном бизнесе BPM используется массово, а в финансовой отрасли — буквально повсеместно. Многие компании успели внедрить не одну, а несколько BPM-систем. Проектов, в которых требуется система управления бизнес-процессами в классическом, чистом виде, становится все меньше. И все больше — проектов синтетических: BPM в связке с RPA, с элементами ИИ, унифицированными коммуникациями, интернетом вещей и т. д. Сегодня интегрировать эти технологии большей частью приходится вручную, что, конечно, накладно», — полагает Анатолий Белайчук, BPM-евангелист компании Comindware.

Спрос на BPM-системы создан, в том числе, высокой скоростью изменения бизнес-среды. «Мы сейчас находимся в начале периода, когда цифровая реальность будет существенно менять нашу повседневность. Так в XX веке выстраивание процессов по принципам конвейера Генри Форда, применение цикла Эдвардса Деминга и многие другие принципы процессного подхода и управления качеством серьезно изменили промышленность. В эпоху цифровой трансформации нам предстоит быть свидетелями существенного сдвига позиций всех мировых корпораций и, скорее всего, в ближайшее время выживут только те, кто готовы меняться, причем очень быстро. BPM может им в этом помочь», — считает Анна Кузнецова, руководитель практики BPM компании Naumen.

При этом BPM-системы, как и следует из их названия, являются оптимальным инструментом для непрерывного улучшения бизнес-процессов. «Последние 2–3 года замечаю на российском рынке существенный рост интереса бизнеса к желанию получить более существенные выгоды от ИТ, применять новые технологии для решения более интересных задач, нежели набившая оскомину „автоматизация канцелярии“. Думаю, не последнюю роль в этом процессе сыграла шумиха вокруг „Цифровой трансформации“ и широкое освещение реальных практических кейсов. BPMS являются идеальным инструментом для управления бизнес-процессами без компромиссов, которые неизбежно возникнут в случае использования для этих задач систем других классов», — считает Алексей Трефилов, директор компании ELMA.

CNews

Ссылка на источник