Ведомости: «Обит» вложит 150 млн руб. в запуск собственного ИИ-проекта
Компания будет продавать бизнес-клиентам сервисы речевой и текстовой аналитики, а также ИИ-ассистентов
Петербургский оператор ИТ-решений «Обит» запустил проект по разработке сервисов на основе искусственного интеллекта (ИИ) для бизнес-процессов предприятий. Компания планирует инвестировать в него 150 млн руб. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» рассказал генеральный директор Андрей Гук.
«На первом этапе запланированной инвестиционной линии предусматриваются вложения в размере 150 млн руб. Далее будем смотреть на успешность пилотных проектов, динамику развития направления», — рассказал Гук.
По его словам, среди продуктов на базе ИИ, которые «Обит» собирается продавать бизнес-клиентам, — сервисы речевой и текстовой аналитики и ассистенты под разные задачи: интеллектуальные суфлеры, диалоговые тренажеры для обучения сотрудников, а также чат-боты на базе ИИ и ИИ-база знаний. Как отметил Гук, ожидается, что первые решения будут внедрены в бизнес-процессы клиентов уже в этом году. Между тем названия потенциальных покупателей в компании не раскрывают до завершения проектов.
Как объяснили в пресс-службе «Обит», речевая аналитика позволяет автоматизировать контроль качества обслуживания в голосовых и текстовых каналах, охватив 100% обращений. Такие решения планируют внедрить, например, для сети аптек, чтобы происходил контроль за фармацевтами во время продаж лекарств по рецепту. Для организации в банковском секторе разрабатывается ИИ-тренажер для менеджеров по продажам. В планах у компании также предоставить собственные решения для обслуживания клиентов в транспортном секторе.
Что касается суфлеров, то они необходимы для повышения эффективности работы операторов и снижения вероятности некорректной консультации клиента. Цифровые тренажеры способны эмулировать поведение человека и их можно использовать для отработки сценариев с потенциальными клиентами. ИИ-база знаний собирает и анализирует большие объемы информации с разных ресурсов, чтобы предоставить сотрудникам простой ответ в текстовой форме. Для реализации проекта «Обит» заключил стратегические партнерские соглашения с крупными игроками рынка ИИ: «Яндексом», «Сбером», 3itech, Just AI, Naumen и рядом других компаний.
«Искусственный интеллект не является универсальным решением для всех бизнес-задач, но при его грамотном применении позволяет существенно повысить эффективность процессов и автоматизировать рутинные операции», — рассказал заместитель гендиректора по стратегическим проектам «Обит» Михаил Телегин.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что рынок искусственного интеллекта в России еще только формируется, и новым игрокам на фоне «низкого порога» войти в эту нишу не сложно. Однако ключевым вопросом остается экономическая эффективность внедряемых ИИ-решений. Директор по инновациям компании «ДАР» (ГК «Корус Консалтинг») Авенир Воронов рассказал, что со стороны бизнеса более 50% запросов приходится как раз на такие решения, которые предлагает «Обит».
«В целом по России те или иные технологии на базе ИИ уже используют более трети предприятий из ключевых отраслей экономики, например, обрабатывающая промышленность, машиностроение, ритейл и т. д., а в финансовом секторе — более половины компаний. Это уже своего рода норма», — рассказал он.
Как сообщала «Российская газета» со ссылкой на данные конференции «АКПО-Конф», в 2024 г. объем российского рынка искусственного интеллекта составил, по разным оценкам, 130–305 млрд руб. В этом году российский рынок ИИ-решений может вырасти до 1 трлн руб. При этом в топ-3 игроков рынка входят «ВКонтакте», «Яндекс» и «Газпромнефть-цифровые решения».
Коммерческий директор компании «Код безопасности» Федор Дбар подчеркнул, что хоть рынок динамично развивается, главное — найти потенциальных потребителей, для которых предлагаемые ИИ решения не только трансформируют бизнес-процессы, но и будут приносить прибыль. «Сейчас нельзя точно сказать, насколько подобные ИИ-системы будут востребованы именно для бизнеса. То есть для конкретных отдельных пользователей они весьма полезны, но пока вызывает вопросы возможность монетизации таких продуктов и вероятность их внедрения в бизнес-процессы», — прокомментировал он.
Генеральный директор интегратора искусственного интеллекта INTO Иван Павлович добавил, что реальный эффект от внедрения ИИ-решений будет достигаться в том случае, когда автоматизация процессов позволит компаниям больше зарабатывать, а не сокращать «пару сэкономленных ставок на сотрудниках». По его словам, предлагаемые «Обитом» решения являются наиболее простыми, дешевыми и универсальными в применении.
Другая проблема развития решений в сфере ИИ — конкуренция как с крупными игроками на российском рынке, так и с иностранными компаниями, считает операционный директор Softline Digital (ГК Softline) Максим Егоров. «Заказчики часто сталкиваются с тем, что отечественные аналоги западных решений еще не всегда дотягивают по качеству, а доработка требует времени и ресурсов», — рассказал он.
Эксперты также отмечают, что в сфере ИИ-разработок характерна и общая для рынка проблема — дефицит кадров. Потребность в них по мере развития отрасли будет только возрастать. По оценке главы Минцифры Максута Шадаева, до 2030 г. в ИТ-отрасль потребуется привлечь около 700 000 разработчиков.
Руководитель проектов платформы «Сфера» (ИТ-холдинг Т1) Вячеслав Борисов добавил, что для развития решений на базе генеративного искусственного интеллекта требуется большой объем дорогостоящих вычислительных мощностей. «Нередки случаи, когда стоимость внедрения ИИ-сервисов может оказаться дороже, чем следующая в течение нескольких лет экономия. Этим объясняется и третий барьер: ИИ подходит преимущественно для тех компаний, которые готовы инвестировать много и долгосрочно», — прокомментировал он.
Фото: Ведомости