Публикации

В пресс-центр

Как запустить образовательный курс с нуля?

Чуть меньше 2 лет назад мы в NAUMEN столкнулись с новым вызовом при поиске аналитика в продуктовую команду: из-за постоянного роста компании, потребность в сотрудниках нужной квалификации увеличилась в два раза.

Оговоримся сразу, что чаще всего берем в компанию сотрудников с высшим образованием. Здесь дело не в наших амбициях, а в фундаментальной базе специалиста. Нам важно общаться в рамках одной терминологии, и не тратить время на «что хотел сказать автор». Именно поэтому мы готовы рассматривать выпускников и студентов вузов — у них хорошая теоретическая база.

В то же время нам важно, чтобы соискатели обладали более глубокими знаниями, основанными на мировом опыте и в идеале на личной практике. Но где брать опыт работы, если без него никуда не берут? Эта ситуация вдохновила нас создать студентам возможность получить практический опыт и пообщаться с действующими аналитиками NAUMEN, и запустить курс — Профессия «Аналитик в ИТ».

vc1.jpg

У нас была гипотеза, что после такого курса нам проще будет подобрать необходимых сотрудников, а студентам — найти работу, а также адаптироваться в компании. Делимся с вами полученным опытом.

1. Определите масштаб: локальный курс или общероссийская программа обучения

Большая часть продуктовых аналитиков NAUMEN находится в Екатеринбурге, поэтому мы сфокусировались на локальной подготовке специалистов. Во-первых, наши сотрудники-преподаватели будут ближе к студентам, во-вторых, мы сможем пригласить на работу выпускников без необходимости релокации.

Уральский федеральный университет — крупнейший вуз на Урале. Одно из его преимуществ — система майноров (дополнительных профилей) — студенты 3–4 курсов раз в семестр могут выбирать предмет для изучения. Например, историю, архитектуру, ораторское мастерство, языки программирования. Нам показалось, что аналитика отлично впишется в данную концепцию, и запустили курс на базе университета.

Вузы также заинтересованы в партнерстве с компаниями — это позволяет развивать и модернизировать программу обучения, делать ее более прикладной и современной, а также давать студентам практический опыт, востребованный на рынке труда.

Чаще всего в крупных университетах есть центры по работе с партнёрами, которые будут рады помочь в организации программы. Если такого центра нет или нет возможности найти верные контакты — можно обратиться за помощью к союзу студентов университета, например, написав им через группы в соцсетях.

vc2.jpg

Помимо вузов, существуют центры дополнительного профессионального образования, а также центры профессиональной переподготовки с лицензией на образовательную деятельность. С ними можно построить работу примерно по той же схеме.

При готовности набирать сотрудников по всей России работы с локальным вузом окажется недостаточно. Как вариант, можно обратиться в онлайн-университеты. Есть расхожее заблуждение, что на подобных площадках только платное обучение. Это не так. Периодически для продвижения или повышения лояльности они запускают бесплатные курсы. Если договориться о сотрудничестве, представитель компании может стать программным директором и самостоятельно разработать курс, но под брендом площадки.

Еще один возможный вариант взаимодействия с образовательными площадками, который не требует глубокой проработки самой программы, это кураторство готового курса платформы с проверкой домашнего задания студентов.

Конечно, можно запустить курс исключительно на собственных ресурсах, выбрать платформу для организации обучения, заниматься продвижением и набором студентов, но такой путь кажется нам более трудозатратным.

2. Выберите формат обучения: очный или онлайн

Благодаря тому, что наш курс локальный, у нас есть возможность проводить его очно. Изначально мы читали курс в офисе компании — сотрудники, которые совмещали профессию преподавателя с основной работой, экономили время на дорогу, а студентам нравилось находиться в атмосфере настоящего рабочего процесса ИТ-компании. Такой формат позволяет повысить заинтересованность будущих выпускников курса в выборе компании как последующего работодателя. Лекции проходили в переговорной, которая на это время трансформировалась в учебный класс, а практика — в зоне отдыха.

vc3.jpg

vc4.jpg

Однако пандемия нарушила привычные процессы, и мы перевели курс в онлайн. Переход прошел легко: у нас получилось сохранить объём практической работы и интерес учиться в онлайне. Несмотря на успех, в дальнейшем планируем вернуться в офис — слишком много плюсов в таком формате, да и студенты устали от дистанта.

3. Составьте образовательную программу

Пожалуй, главный вопрос, на который нужно ответить при подготовке курса: «какими знаниями должен обладать начинающий специалист?» Под требования, которые вы предъявляете будущим сотрудникам, и необходимо подстроить учебный план.

Например, мы по завершении курса хотим получить аналитика с грейдом junior. Для этого показываем студентам весь процесс создания фичи или продукта. Но мало услышать, важно ещё и попробовать самому. Для того чтобы ребятам было интереснее работать, мы разделили их на команды. Каждая команда в течение всего курса работает над созданием ИТ-проекта. В конце курса у них есть готовый проработанный проект, с которым они могут пойти к инвесторам или к коллегам с курсов по разработке, чтобы вместе запустить стартап.

vc5.jpg

Слушатели наших курсов — это студенты выпускных курсов, у каждого из них уже есть бэкграунд и сформировавшиеся цели. Поэтому при создании образовательной программы наши преподаватели опираются на принципы андрагогики.

Мы учим:

  • как работать с рынком, как распознавать и учитывать тренды на этом рынке;
  • как выявлять проблему и как не путать ее с «галлюцинацией» клиента;
  • как проводить проблемные интервью и тестировать интерфейсы;
  • на что обратить внимание при формулировке требований и формировании MVP.

Попасть на курс может любой студент, желающий развиваться в аналитике. Чтобы проверить мотивацию студента и отсечь тех, кто пришёл только ради зачёта, мы ввели тестовое задание. Для его решения не нужно каких-либо специальных навыков — необходимо уметь доступно и структурировано доносить информацию, а также выполнить задание по инструкции.

Отметим, что на нашем курсе нет проверки знаний с помощью тестов в течение курса. Мы считаем, что качественное выполнение тестового задания определяет их мотивацию к обучению. Иначе они сюда бы не попали.

В течение курса есть несколько домашних заданий, но они выполняются в команде. Плюс в начале пар студенты вспоминают, что было на прошлой лекции и какие главные мысли надо было вынести.

4. Сформируйте рабочую группу и преподавательский состав

Команда нашего спецкурса состоит из менеджера образовательных программ, программного директора и преподавателей. Все они — сотрудники NAUMEN. При подборе преподавателей мы в первую очередь опираемся на их экспертизу и практический опыт. Например, Аня отвечает за UX и интерфейс в NAUMEN, поэтому читает лекцию «Это модное словечко usability» и рассказывает, как сделать интерфейс продукта удобным для пользователя. Антон развивает продукт, проверяет гипотезы и выявляет проблемы, поэтому тема его блока — «Выявление проблем». Я же часто провожу CustDev в рамках развития продукта, поэтому читаю лекцию о ключевых моментах подготовки и проведения глубинных интервью с пользователями.

5. Подумайте о рутине

Важно заранее продумать организацию базовых процессов: как будете вести учет посещаемости, оценивать прогресс, отправлять студентам материалы лекций. Мы подошли к этому вопросу настолько серьезно, что адаптировали собственную платформу для автоматизации ИТ-процессов Naumen Service Desk под образовательную деятельность. Поэтому у курса есть портал с базой знаний и личным кабинетом студента.

vc6.jpg

Расскажу об основных фичах:

  • База знаний. На портале студенты имеют доступ ко всем материалам лекций, рекомендациям преподавателей, домашкам и видеозаписям лекций.

  • Система учета посещаемости в двух реализациях. Первая для офлайн-встреч: перед началом лекции студенты в мобильном приложении сканировали QR-код, таким образом, отмечая себя на занятии. После введения карантина мы немного видоизменили реализацию — посещаемость ведётся также на платформе, но преподаватели отмечают студентов вручную.

  • Система выставления рейтинга. После каждого занятия студентам приходит уведомление на телефон с возможностью выставить оценку за занятие, оставить отзыв. На базе этих оценок мы получаем информацию о том, как можно улучшить лекцию.

***

За 3 семестра курса для продуктовых аналитиков мы обучили 68 студентов, 6 из них присоединились к команде NAUMEN. Гипотеза, с которой мы начали статью, подтвердилась: на летнюю стажировку мы взяли трех студентов из 46, подавших заявки. Все принятые студенты — выпускники курса. Дело в том, что они были глубже знакомы с профессий аналитика, а также знали правильные подходы к поиску, систематизации и представлению информации.

Не бойтесь делиться знаниями. Хотите получить крутого специалиста — создайте его сами!

Антон Павлов
vc.ru

Ссылка на источник