OSP.ru: Экосистема операционной эффективности: предпосылки, компоненты, результаты
Реализуя проекты, нацеленные на повышение операционной эффективности, очень важно сформировать экосистему, пронизывающую не только технологические, но также организационные и управленческие аспекты.
Гиперавтоматизация — вот актуальный ответ на ожидания бизнеса относительно эффекта от дальнейшей автоматизации и цифровой трансформации организаций.
Одним из главных стимулов традиционной автоматизации было повышение операционной эффективности бизнеса. В большинстве организаций традиционная автоматизация в целом завершена — информационные системы охватывают практически все
Где и как можно повысить операционную эффективность
Для начала полезно задаться вопросом, за счет чего можно повысить операционную эффективность, опираясь на автоматизацию и цифровизацию?
Как справедливо отмечает Никита Кардашин, руководитель практики комплексной цифровизации процессов Naumen, внедрение средств автоматизации — это только часть системной работы по совершенствованию и оптимизации
По мнению Романа Бабкина, руководителя Центра программ инноваций компании «Юникон Бизнес Солюшнс», ключевая на сегодня проблема предприятий с развитым
Николай Буланов: «Традиционная автоматизация — очень ресурсоемкий процесс»
Николай Буланов, директор по консалтингу PIX Robotics, рекомендует обратить внимание на то, что традиционная автоматизация — очень ресурсоемкий процесс: «
«Сотрудники ежедневно работают с несколькими информационными системами и выполняют большое количество задач вручную, — продолжает Иван Мельников, директор по развитию продуктов ROBIN (компания SL Soft). — Рост их производительности и операционной эффективности обеспечивает гиперавтоматизация, позволяющая находить точечные неэффективные процессы и оптимизировать их с использованием „умных“ технологий».
Светлана Кузнецова: «Гиперавтоматизация обеспечивает взаимодействие
Светлана Кузнецова, руководитель направления
С коллегами соглашается Александр Чулапов, руководитель отдела продуктовых продаж компания «Дататех» (Холдинг Т1): «Традиционная автоматизация предполагает значительную роль человека в процессах, особенно в части принятия решений. При использовании инструментов Process Mining следует провести ревизию многих
Александр Бочкин: «Следует обратить внимание на сбор и анализ данных о текущих процессах — они позволят выявить неочевидные, но выгодные области для автоматизации»
Александр Бочкин, генеральный директор компании «Инфомаксимум», рассуждая о возможных дальнейших шагах в области автоматизации, обращает внимание на сбор и анализ данных о процессах — это позволит обнаружить не слишком очевидные области для автоматизации. Использование продвинутых аналитических инструментов поможет выявить эти возможности и значительно повысить производительность.
«Ключевым пунктом на пути к повышению операционной эффективности с применением
Антон Сарычев,
ИТ-подходы и инструменты гиперавтоматизации
Подходы и инструменты для гиперавтоматизации в целом известны. Вместе с тем, оценки их эффективности и приоритеты их применения, которые предлагают опрошенные нами эксперты, заметно различаются.
Иван Мельников: «Преимущества гиперавтоматизации заключаются в простоте реализации проектов и скорости получения результата»
Так, Мельников обращает внимание на то, что гиперавтоматизация представляет собой «синергию разных технологий и подходов: искусственного интеллекта, программных роботов, OCR, IDP и
Сергей Галеев, руководитель отдела
С ним соглашается Бабкин: «Вывести автоматизацию компании на новый уровень помогут инфороботы — им можно перепоручить выполнение рутинных операций. Самообучаясь, они смогут осваивать разрешенные человеком сферы деятельности. По сути, инфороботы — это развитие концепции „электронных помощников“, используемых во многих системах. Принципиальное отличие — именно в возможности самообучения и самовоспроизведения».
Поскольку все больше процессов автоматизируется с помощью роботов, появляется все больше задач, связанных с управлением этими роботами, отмечает Чулапов: «Инструментами для этого служат системы оркестрации — они могут не только отслеживать действия роботов, но и распределять ресурсы, которые им требуются. Чтобы эти системы приносили ощутимую пользу, необходимо сделать формализованное описание предметной области понятным и для людей, и для роботов».
Иван Макеенков: «Очень успешно развивать систему управления операционной эффективностью можно, опираясь на платформы
«Очень успешно развивать систему управления операционной эффективностью можно, опираясь на платформы
По мнению Кузнецовой, резервы для роста эффективности автоматизации следует искать в анализе данных и управлении на основе этого анализа. «Количество и качество данных — залог повышения эффективности автоматизации, — считает она. — Следующим этапом может стать внедрение инструментов ИИ и машинного обучения — они помогут оптимизировать ресурсы предприятия и ускорить принятие решений. Для повышения операционной эффективности также стоить рассмотреть использование RPA и цифровых двойников».
Антон Сарычев: «Прежде чем браться за проект, нацеленный на повышение операционной эффективности, важно выстроить систему управления данными»
«Чаще всего проблемные участки бизнеса определяют с помощью
Обратить внимание на технологии Task Mining и искусственного интеллекта рекомендует Бочкин: «Task Mining позволяет найти самые ресурсоемкие и выгодные для дальнейшей роботизации операции, а основанные на ИИ большие языковые модели помогают извлекать данные из неструктурированных источников (сканов документов, записей и потоков аудио, видео и пр.) и вносить их в учетные системы».
И, конечно же, нельзя забывать об информационной безопасности, уверен Сарычев: «Она также влияет на операционную эффективность — инциденты приносят существенный урон компании, влекут за собой правовую ответственность, грозят серьезными финансовыми и репутационными рисками».
Почему для проектов гиперавтоматизации требуется экосистема
Реализуя проекты, нацеленные на повышение операционной эффективности, очень важно не ограничиваться развертыванием конгломерата разрозненных продуктов и сформировать экосистему, пронизывающую не только технологические, но также организационные и управленческие аспекты, уверены эксперты.
Александр Чулапов: «Вся
«Вся
По мнению Бабкина, экосистема должна представлять собой единую среду, пронизанную сквозными интеграционными потоками и обладающую возможностью вычленять информационные
«Пользователям будет намного удобнее, если все продукты включены в экосистему, — считает Буланов. — Схожие интерфейсы и принципы работы позволяют бесшовно переходить из одного решения в другое и быстро переносить данные между ними. Кроме того, экосистема обеспечит единую точку входа в службу техподдержки». В качестве основных компонентов технологической экосистемы Буланов видит,
Как подчеркивает Мельников, традиционные подходы приводят лишь к частичной автоматизации: «Охватывается не сквозной процесс, а конкретная задача, к тому же остается ручной труд. Кроме того, очень сложно обеспечить полную совместимость внедряемых по отдельности разнородных компонентов. Ключевое преимущество гиперавтоматизации в том, что все необходимые компоненты уже имеются внутри платформы, полностью совестимы друг с другом и настроены нужным образом».
Сергей Галеев: «Внедряя технологии машинного обучения,
С ним соглашается Галеев: «Классический подход к интеграции разрозненных продуктов чреват большими издержками и, кроме того, не способен предусмотреть ряд особенностей конкретного процесса. Внедряя технологии машинного обучения,
«Узконаправленные
Бочкин напоминает, что для успешного контроля операционной эффективности и управления ею нужны четкие метрики, правильно измерить которые позволят системы аналитики — они помогут осуществлять мониторинг операций, оповещать об отклонениях и, возможно, даже смогут инициировать действия для реагирования на ситуации.
В качестве примера экосистемы для повышения операционной эффективности Кардашин приводит контур управления
Анализируя основные этапы создания единой экосистемы, Сарычев выделяет три важных шага. Первый — определение целей компании с детализацией вплоть до каждого отдела. Основываясь на дереве целей, можно определить рамки единой платформы, состав подсистем, функционал, круг участников проекта и зоны ответственности. Второй шаг — обеспечение связности показателей. «На этом этапе внедряется система управления данными: создаются справочники НСИ, определяются единицы измерения», — поясняет Сарычев. Наконец, третий шаг — расстановка приоритетов внедрения. По мнению эксперта, целесообразно начинать проект с компонентов, которые напрямую влияют на прибыль компании, затем переходить к оптимизации и сокращению операционных расходов.
Результаты гиперавтоматизации и сроки их получения
Бизнес, инвестирующий в гиперавтоматизацию, рассчитывает повысить свою операционную эффективность, причем в относительно короткие сроки — за считанные недели и месяцы. Но получится ли так быстро выстроить экосистему гиперавтоматизации? И какой именно
Никита Кардашин: «На смену сложной внутренней или заказной разработке приходят инструменты
Как отмечает Кардашин, планируя подобные проекты, не стоит замыкаться только на базовых финансовых результатах (например, окупаемости инвестиций), поскольку сегодня нередко сама возможность работы на рынке напрямую зависит от уровня автоматизации бизнеса. Что касается сроков, то они сильно зависят от специфики отрасли. Впрочем, сегодня наблюдается общая тенденция к их сокращению. «Проекты автоматизации в текущих реалиях чаще длятся месяцы, а не годы, поскольку на смену сложной внутренней или заказной разработке приходят инструменты
«От единой экосистемы ожидают ускорения ресурсоемких процессов, снижения рисков, связанных с человеческим фактором, сокращения затрат и повышения удовлетворенности клиентов. Некоторые компании из финтеха сократили процессы обработки заявок клиентов с 6–10 недель до
Как подчеркивает Макеенков, экосистема позволяет эффективно распределять и использовать внутренние ресурсы компании, сокращать время на выполнение задач, повышать производительность и снижать затраты на производство. «Помимо операционной эффективности, компании могут улучшить коммуникации внутри компании и клиентский сервис», — добавляет Макеенков. По его мнению, гиперавтоматизация не только улучшает структуру текущих процессов, но и открывает множество возможностей для роста организации. При этом процесс построения единой цифровой экосистемы зависит от вида бизнеса и может занимать от одного года до пяти лет.
Чулапов обращает внимание на то, что внедрение цифровой экосистемы требуется на определенном этапе развития организации: «Если вы видите проблемы во взаимодействии людей, информационных систем и оркестратора роботов, то постараетесь выстроить итеративный процесс улучшения
«Внедряя экосистему, компании начинают либо больше зарабатывать, либо меньше тратить, минимизируют влияние человеческого фактора и высвобождают сотрудников от рутинной работы», — так Буланов характеризует результаты перехода к экосистеме. Впрочем, по его словам, развертывание полноценной экосистемы требует серьезной и долгой подготовки, поэтому прежде, чем за него браться, компания должна ясно понимать, какой эффект хочет получить.
Говоря о выгодах перехода к экосистеме гиперавтоматизации, Бочкин в качестве главных ее возможностей называет оперативный мониторинг и автоматическую реакцию на отклонения в процессах. «О конкретных сроках построения экосистемы говорить сложно — все зависит от сложности и масштаба проекта», — добавляет он.
Роман Бабкин: «Основной эффект от экосистемы заключается в сокращении времени реакции информационных систем на
По мнению Бабкина, основным эффектом от выстраивания экосистемы станет сокращение времени реакции информационных систем на
«Благодаря подходу
«Первые заметные результаты возможно получить уже на этапе предпроектных исследований: работа над требованиями, выявление проблем и определение путей их решения — это уже большой шаг вперед, — считает Сарычев. — Успешным же стоит считать проект, который принесет пользу и компании, и ее клиентам, при этом станет платформой для дальнейшего развития бизнеса».
Как видим, эксперты сходятся во мнении о том, что экосистема цифровизации и гиперавтоматизации сможет обеспечить увеличение операционной эффективности как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. При этом важно, чтобы компания сделала ставку именно на экосистемном — сбалансированном, комплексном, тщательно продуманном подходе, сочетающем не только внедрение и интеграцию технологий, но и изменения в организации бизнеса и управлении им.
Фото: Издательство «Открытые системы»