ComNews: COVID-19 как драйвер развития бизнеса
В начале 2020 года, когда мир потрясла пандемия коронавируса, многие предприятия начали искать пути сокращения производственных издержек и способы трансформировать текущий бизнес под меняющийся рынок. И находили их в той самой «цифровой трансформации», о которой
У NAUMEN успешный опыт подобных проектов уже есть. В частности, в «Почте России» NAUMEN полностью автоматизировал управление
Кризис снова показал, что разнообразная продуктовая линейка NAUMEN позволяет отвечать на запросы времени: оптимизировать штат, внедрять голосовых и текстовых роботов, краудсорсить сервисные службы, а не содержать их в штате, и автоматизировать ключевые сервисные и
Как все начиналось
В 2001 году
Ставка на перспективные технологии
Использовать Оpen Source для корпоративного софта в то время было не принято, считалось невозможным. Основатели компании захотели сломать этот стереотип. Первые продукты были реализованы на языке Python, базе данных ZoDB и сервере приложений Zope.
К 2002 году сложилось сразу три направлений развития. Первой была идея сделать программный
Вторая идея — сделать
Одновременно компания делала внутреннюю систему хранения, согласования и исполнения документов, которая была связана с системой их публикации и с сайтом компании. Называлась тогда она NauDoc и NauSite и была третьим направлением развития. Все продукты делали под себя, сразу и пользовались.
Тогда у руководства компании была идея, что крупные компании могут организовать свои процессы на высоком уровне с помощью информационных систем. Это дает серьезные преимущества перед небольшими компаниями, которые таких систем не имеют. Поэтому целевой аудиторией первых проектов NAUMEN стал малый бизнес.
После старта возникла еще одна важная задача — где найти кадры нужной квалификации. В 2002 году компания начала сотрудничество с ведущим уральским вузом — Уральским государственным университетом (УрГУ, ныне УрФУ) для подготовки разработчиков, работающих с Open Source. Программа называлась
Первый кризис и пути выхода
Спустя два года после открытия, в 2003 году, у компании закончился инвестиционный период, наступили непростые времена. Несколько членов команды переехали в Москву, где был открыт офис продаж.
Еще одним стратегическим решением руководства NAUMEN в этот год стал переход к вендорской модели бизнеса: компания не только разрабатывала, но и внедряла и продавала лицензии на собственное ПО. К тому времени вендор имел в своем арсенале программные решения класса CRM, Service Desk, BPM,
Однако ориентация на SMB не приносила ожидаемого дохода, продукты малому бизнесу были не по карману, а когда решениями NAUMEN заинтересовался крупный бизнес, выяснилось, что платформы Zope и Python не обеспечивали нужную производительность. В течение трех лет, до 2005 года, почти весь софт был переписан: например,
Стратегия оказалась верной, в 2006–2007 годах темпы роста компании составляли 30–70%. К тому времени клиентский портфель NAUMEN насчитывал уже более 400 организаций из России и стран СНГ, в том числе Трубную Металлургическую Компанию, Связной, Техносилу, ИФД КапиталЪ ЕСП,
На пользу бизнесу сыграл и кризис 2008 года, ставший своеобразным драйвером импортозамещения. В тот год валютный коридор вырос на 30%, курс доллара поднялся еще больше. А так как большую часть рынка, где присутствовал NAUMEN, занимали иностранные компании, конкурентные продукты взлетели в цене соразмерно курсу.
Нельзя сказать, что продукты NAUMEN были просто российской альтернативой, в ряде сегментов
А с 2010 года решения NAUMEN занимали все большую долю рабочих мест в российских профессиональных
Облако в продуктовом портфеле
В 2011 году компания вновь задумалась о выпуске решений для
На этот раз
Международная экспансия
Успех на российском рынке заставил задуматься о глобальной экспансии, поэтому в 2012 году компания открыла офис в Маниле (Филиппины) для продажи софта для
Спустя несколько лет работы некоторые местные особенности повлияли на решение сместить фокус с Азии на Европу. Сегодня компания имеет собственный офис в Германии, а также партнерскую сеть в
Минус на минус даёт плюс
В своих интервью основатель компании Александр Давыдов подчеркивает, что с точки зрения развития бизнеса компания шла по заведомо ложному пути — вместо концентрации усилий на единственном продукте, развивала несколько направлений. Но спустя время, когда многие фирмы начали уходить с рынка по завершению жизненного цикла своего монопродукта, стало очевидно, что диверсификация добавляет бизнесу устойчивости.
С 2014 года команда NAUMEN начала реализовывать проекты с применением технологий машинного обучения (Machine Learning) и анализа больших данных (Big Data), создав информационную систему управления федеральными целевыми программами в Минобрнауки РФ. Постепенно кейсов использования интеллектуальных технологий становилось все больше. В «Мосэнергосбыте» 200 операторов
Сейчас компания вновь нацелена на новые рынки, опыт создания систем обработки нормативных документов позволил взглянуть в сторону направления legaltech.