Публикации

В пресс-центр

Интернет-газета «РБК Daily»: Автоматическая прозрачность

С вступлением в силу Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (№223-ФЗ) у многих руководителей российских предприятий, попадающих под его действие, появилась достаточно серьезная причина для головной боли. Закон расширил сферу контроля государства за порядком закупок: теперь обнародовать информацию о своих тендерах обязаны компании с госучастием, естественные монополии, муниципальные и государственные унитарные предприятия и их дочерние предприятия. Закон также распространяется на организации, занимающиеся снабжением и коммунальными услугами.

До вступления в действие 223-ФЗ некоторые госкорпорации зачастую проводили закупки в «закрытой среде» и лишь среди «своих поставщиков», не давая или существенно ограничивая доступ к этому рынку другим потенциальным компаниям-участникам. Регистрация пяти тысяч компаний в реестре недобросовестных поставщиков вследствие конкуренции за государственные средства является прямым доказательством того, что нынешняя система несовершенна. Введение в действие закона ограничило возможности государственных корпораций и поставщиков для недобросовестных действий.

Что дает закон самим корпорациям? С одной стороны, закон повышает трудозатраты организаций, так как требует публиковать планы закупок на год и извещения о каждой конкретной закупке на общероссийском ресурсе: каждая закупка требует разработки собственного комплекта документации. Безусловно, в крупных организациях это может вылиться в немалые человеческие ресурсы и совмещением задач уже не обойтись, потребуются специальные отделы или группы. С другой стороны, некоторые предприятия облегчили себе жизнь, внедрив автоматизированные информационные системы управления закупками.

Системы российского производства исторически появились из систем автоматизации государственного заказа, они являются опробованными и отлаженными и хорошо себя зарекомендовали с точки зрения эффективности и окупаемости. Технология внедрения и проработанность функций информационных систем позволяет за 2-3 месяца получить готовый инструмент автоматизации процесса размещения заказа, а автоматизация рутинного труда позволяет в разы снизить трудозатраты и сместить акцент на более важные для управления закупками задачи. Организационная составляющая управления закупками, конечно, при этом должна быть изменена.

Какие задачи автоматизируют? План закупок формируется на основе потребностей, значит процесс их сбора должен быть автоматизирован в информационной системе. Это позволит закупать не только точно в срок, но и то, что действительно необходимо. План закупок зависит от объема средств запланированных в бюджете, поэтому функции контроля бюджетных ограничений также должны быть автоматизированы. Важно и то, что процесс мониторинга цен значим для цели экономии средств, – его также нужно автоматизировать. Должны быть функции согласования, так как потребности подразделений и планы закупок следует согласовывать с владельцами бюджетов. Специалист управления закупок разместит заказ, но ему нужна заявка на размещение и все сведения о закупке, включая технические характеристики закупаемого товара, поэтому подразделения-потребители должны быть пользователями системы. После проведения закупок необходимо контролировать исполнение заключенных контрактов, а финансовой службе – планировать оплату поставщикам в квартал, месяц, декаду.

Благодаря комплексному подходу автоматизированная информационная система управления закупками позволяет контролировать процесс размещения заказа по всем основным показателям, таким как характеристики товара/работы/услуги, время поставки, бюджет. Повышение прозрачности торгов позволит сэкономить средства, по статистике – до 20%. Максимум экономии приходится на торги в электронном виде – электронные аукционы. Это позволит до 2,5 раз снизить объем внеплановых закупок без увеличения общего бюджета и снижения уровня обеспеченности подразделений.

На мой взгляд, введение 223-ФЗ лишь подталкивает корпорации к принятию правильного решения – системному подходу к управлению закупками и комплексной автоматизации. В свою очередь, это положительно скажется на производственных процессах предприятия и себестоимости продукции, а, следовательно, и на конкурентоспособности.

Роман Довбня