Публикации

В пресс-центр

Уральские программисты создали продвинутые решения для разных отраслей

Роботы, цифровые двойники, технологии машинного зрения шаг за шагом внедряются в производственные процессы и жизнь людей. Компании самых разных отраслей цифровизируются, чтобы не отстать от конкурентов. Недаром и в деловой программе нынешнего «Иннопрома» едва ли не каждое мероприятие так или иначе связано с информационными технологиями. В каких отраслях они наиболее востребованы и какие продукты готовы предложить рынку уральские разработчики, корреспондент «РГ» узнал у участников и гостей международной выставки.

Почему квартиры дешевеют

Компании Artsofte под руководством Николая Адеева 20 лет: продукты фирмы уже опробованы автодилерами, банками, девелоперами. К примеру, цифровой сервис динамического ценообразования помогает застройщикам оперативно реагировать на изменения рынка. Программа агрегирует статистику продаж и формирует или корректирует финансовую модель, дает рекомендации по изменению цен. Пилотные версии уже опробовали крупные игроки рынка — Группа компаний «ФСК», тюменский застройщик «Сибинтел Девелопмент».

— Умный сервис позволяет по-новому взглянуть на привычные процессы и данные. Мы суммировали деятельность робота и человека, и эти результаты превышают ожидания по эффективности решений, — отметила руководитель отдела маркетинга «ФСК Северо-Запад» Юлия Голубева.

Искусственный интеллект общается с клиентом

Искусственный интеллект помогает не только в управлении бизнес-процессами, но и во взаимодействии с потребителями, особенно если они многочисленны. Так, еще одна уральская компания — Naumen — вошла пятерку крупнейших игроков российского рынка ИИ-решений за 2022 год. В линейке ее продуктов есть чат-бот для Мосэнергосбыта. Работающий через мобильное приложение цифровой помощник принимает показания счетчиков — их можно просто надиктовать. Он также проинформирует клиента о балансе лицевого счета, сообщит о сумме и дате последней оплаты, обрисует алгоритм действий при отсутствии энергоснабжения и перепадах напряжения.

Подобных разработок все больше с каждым днем. Крупные контакт-центры активно переходят на голосовые боты на телефонных линиях и чат-боты, распознающие текстовые сообщения электронной почты, СМС, мессенджеров, соцсетей. К примеру, Росгосстрах при помощи новой платформы, разработанной уральскими айтишниками, объединил разрозненные структуры филиальной сети в единую службу поддержки клиентов, тем самым повысив прозрачность предоставления услуг и скорость обработки заявок. Платформа способна обрабатывать свыше 50 тысяч запросов, причем программа объединяет бумажные и электронные документы как клиентов, так и работников.

Нейросеть ускорит стройку

Также благодаря уральским программистам родились сразу две нейросети по запросам строительной отрасли.

Среди победителей окружного хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» президентской платформы «Россия — страна возможностей», итоги которого подвели в июне, девять команд из Свердловской области. Так, молодые ребята создали алгоритм для прогнозирования рыночных цен на арматуру. Для этого разработчики задействовали один из самых эффективных инструментов решения задач машинного обучения — градиентный бустинг. Он выдает несколько ансамблей конкурентных моделей, на их основе строится одна, самая жизнеспособная.

— Региональный минстрой и строительные компании заинтересованы в талантливых специалистах, которые помогут и дальше внедрять «цифру» во все сферы стройкомплекса Среднего Урала. Хакатон позволяет привлечь внимание молодых айтишников к нашей отрасли, а нам — увидеть талантливых ребят, — оценил итоги мероприятия первый заместитель главы ведомства Григорий Сурганов.

На ИТ-рынке появляется все больше молодых команд, которые готовы предложить свои продукты

Вторая нейросеть создавалась под задачи департамента строительства Москвы. Программисты и математики просчитали риск задержек на разных этапах строительства, учитывая разные факторы: информацию о генпроектировщике, цены на строительные материалы, своевременность их доставки, времена года, производственный календарь.

— Выбрана лучшая методика из тех 30 вариантов, которые были автоматизированы и обучены фреймворком AutoKeras. Анализируя данные, мы можем предсказать сроки завершения важных этапов строительства с высокой точностью, — коротко изложил суть масштабной работы директор компании Forward-IT Егор Богданов.

Молодежь занимает ниши

Эксперты ИТ-отрасли утверждают, что искусственный интеллект увеличивает скорость написания кода как минимум на 10–30 процентов. И этот аспект добавляет оптимизма всему сообществу программистов, ведь на поиск компетентного разработчика у крупных компаний порой уходит от четырех до шести месяцев.

— Искусственный интеллект недостаточно умен, чтобы самостоятельно ставить цель и инициировать разработку программы, да и необходимости в этом пока нет. Он умеет писать части кода, проверять его, оптимизировать, но только после команды человека. Человек в данном случае выступает как сценарист, который дает идею и задание, а ИИ как режиссер, организующий работу по реализации идеи, — образно описал взаимодействие разработчиков с «цифровым коллегой» председатель комитета по информационным технологиям Свердловского отделения «Опоры России» Василий Кузовков.

Так что, хотя компании и жалуются на дефицит кадров, ситуация на рынке сейчас для них благоприятная.

— Вакуум стал заполняться российскими решениями. Тенденции сегодня таковы: на ИТ-рынке появляется все больше молодых команд, которые готовы предложить свои разработки. Отечественный софт еще страдает от «детских болезней», но это вопрос времени. Например, когда нужно, чтобы программа обслуживала сто пользователей, то все летает, а когда одновременно подключаются сто тысяч человек, начинаются неожиданности. Но совсем скоро наши специалисты займут места ушедших игроков, — уверен руководитель проектов компании Naumen Всеволод Шадрин.

Российская газета

Ссылка на источник