РБК Pro: К чему привело повальное увлечение банков ботами — Naumen
В 2023 году каждый пятый банк стал использовать бота для консультирования по телефону. В итоге клиенты реже получали ответ на вопрос быстро. Но, если получали,
Фото: Brandon Bell / Getty Images
Количество розничных банков, не обслуживающих клиентов в неавторизованных цифровых каналах, незначительно сократилось в сравнении с прошлым годом и составило 28%. Остальные представители банковской отрасли нарастили свое присутствие в популярных соцсетях и мессенджерах — на 5 п.п. больше организаций теперь одновременно консультируют потребителей в трех (20%) и четырех (11%) текстовых каналах.
В прошлом году банки значительно сократили присутствие в
чат-каналах из-за закрытия в России доступа к Facebook и Instagram (ресурсы, деятельность которых запрещена в России. — РБК Pro). Сейчас мы видим, что компании адаптировались к ситуации и начинают консультировать на новых для себя площадках: каждый пятый розничный банк ведет обслуживание клиентов в трехчат-каналах , а каждый десятый — в четырех
Социальные сети VK и «Одноклассники» вошли в
Банки продолжили отказ от использования мессенджера WhatsApp в клиентском сервисе: доля организаций, консультирующих в канале, сократилась на 5 п.п., до 8%. Банки также стали реже проводить консультации в Viber: на вопросы пользователей в мессенджере отвечают 7% организаций, что на 1 п.п. меньше прошлогоднего показателя.
VK как канал обслуживания банковских клиентов год от года уверенно растет. За все 11 лет исследования дистанционного клиентского сервиса в банках площадка ни разу не показала отрицательной динамики. Отчасти продолжающийся взлет VK связан с тем, что в остальных каналах появляется все больше ограничений. Например, с 1 марта 2023 года Роскомнадзор внес WhatsApp, Telegram и Viber в список мессенджеров, в которых банки не могут обслуживать клиента с использованием персональных данных и передавать платежные сведения. Соответственно, банки перестали развивать эти каналы: некоторые отказались от них, некоторые дают только общие неперсонализированные консультации — инструктируют, как клиенту узнать детали в авторизованной зоне приложения или сайта
Доля банков, оказывающих консультации клиентам в соцсетях, в этом году выросла, но все равно оказалась меньше, чем у ретейлеров, — представители торговли активнее используют VK (84%) и «Одноклассники» (29%).
«Одноклассники» стали единственной цифровой площадкой, где качество обслуживания не упало
В
WhatsApp и VK потеряли 3 п.п. и 2 п.п. в качестве обслуживания, набрав 86 и 80% соответственно. Единственной площадкой, повысившей качество обслуживания в 2023 году, стала социальная сеть «Одноклассники» — консультации в канале набрали 81% баллов, что на 1 п.п. больше результата 2022 года.
Падение качества обслуживания в цифровых каналах в первую очередь связано с законодательными ограничениями.
Из-за запрета использования персональных данных и платежной информации в ряде мессенджеров банкам приходится делать ответы менее конкретными. Кроме того, есть общий тренд на снижение скорости ответов вчат-каналах : в чате на сайте стало меньше вопросов, на которые мы получили ответ за 15 минут, и появились случаи ожидания консультации до трех часов и более. В Telegram, Viber, VK и „Одноклассниках“ банки обработали меньше запросов в течение пяти минут по сравнению с прошлым годом
Одним из наиболее важных параметров качества обслуживания клиентов является скорость ответов. В 2023 году в мессенджере Viber в течение 15 минут пользователи получили консультацию у 100% банков, что стало абсолютным рекордом. В чате на сайте за это время отвечают 84% организаций, в WhatsApp — 80%, а в Telegram — 68%.
Традиционно самая низкая скорость консультаций наблюдается в социальных сетях. В VK за 15 минут можно решить вопрос в 46% банков, а в «Одноклассниках» в 36%.
Подавляющее большинство (85%) вопросов не решается на первой линии поддержки.
В 2023 году общий уровень доступности
Однако качество обслуживания на входящих линиях банков упало: 85% вопросов было решено максимум на второй линии, что на 7 п.п. меньше показателя 2022 года. На 3 п.п. до 79% снизилась доля обращений, решенных на первой линии.
Ситуация со скоростью и качеством консультаций на входящих линиях может быть следствием роста проникновения технологии голосовых ботов. Интеллектуальные помощники позволяют решить проблему нехватки операторов на линии, но пока не всегда успешно справляются с консультированием клиентов.
Возможно, проблема не стояла бы так остро, если бы голосовые помощники чаще интересовались, удалось ли им решить вопрос клиента, и в случае отрицательного ответа переводили бы звонок на оператора, а не завершали диалог. Пока только половина ботов на входящей линии поступает таким образом.
Количество голосовых помощников на входящей линии выросло на треть
Проникновение
В 2023 году доля банков, использующих голосовых помощников на входящих линиях, выросла на 5 п.п. до 21%.
Если посмотреть на проникновение
чат-ботов в неавторизованные каналы в разрезе отраслей, то игроки из ретейла опережают банки — в этой сфере 35% организаций используют интеллектуальных помощников
Рейтинг
Согласно результатам исследования Naumen, лучшее обслуживание в неавторизованных цифровых каналах показали ВТБ, «Почта Банк» и
Самый лучший