История успеха Алины Плёнкиной
Алина пришла в Naumen три года назад. За это время она смогла внедрить свою методологию анализа рынка и создать отдел исследований с нуля: искала сотрудников и занималась их развитием, нашла внутренних заказчиков и организовала обучения. Сейчас ее исследования помогают компании расти быстрее, а также снижают неопределенность при запуске новых продуктов или развитии текущих. В истории успеха Алина рассказала, что за зверь — аналитик рынка, и как такой специалист может построить карьерный путь.Как все начиналось
Окончила кафедру Экономической и социальной географии России географического факультета МГУ. Именно там научилась мыслить «шире» и анализировать объекты с разных сторон. Это пригодилось в работе.
После учебы было два пути развития: заниматься стратегическим планированием в государственных органах или исследованиями в бизнесе. Мне хотелось заниматься реальными исследованиями, а не «работой в стол».
Так, в начале карьерного пути участвовала в научно-исследовательском проекте возрождения малой авиации. Участвовала в создании модели пассажирских перевозок, помогала собирать данные по авиаперевозкам между регионами. Мы с командой собирали и сводили статистические данные о пассажиропотоках 1960-1970-х годов, а потом дата-сайентисты использовали их для построения математической модели.
Потом устроилась в крупную телекоммуникационную компанию. Там занималась анализом внутренних процессов и данных, связанных с технологиями искусственного интеллекта: отвечала за исследования, выпускала корпоративный дайджест и администрировала проект по стратегии развития технологии внутри компании. Отдел исследований в компании был выстроен, поэтому влилась в работу быстро и точно поняла: «Это мое!».
Я занимаюсь исследованиями и анализом рынка. То есть, поставляю компании объективные данные о том, что происходит на рынке. Такие исследования снижают неопределенность при запуске новых продуктов или развитии текущих. Подробнее о задачах аналитика рынков можно узнать в докладе.
Но случилась пандемия. Бизнес поменял вектор развития и меня перевели в отдел по работе с государственными органами. Новые задачи были не близки — хотелось продолжить развитие во внутренних исследованиях, и об этом я честно сказала лиду. Приняла решение искать новую работу, но ушла из телекома экологично. С руководителем остались в хороших отношениях и, кстати, именно он впоследствии подтолкнул меня отправить отклик в Naumen :)
О карьере в Naumen
Перед тем, как начать проходить собеседования, определила для себя интересные компании — уходить «куда угодно» была не готова.
Мне было важно продолжить работу в таком месте, где есть возможность реализовать свои идеи и предложения, где тебе доверяют. Также хотелось остаться в теме ИИ-исследований. Поэтому обращала внимания на те компании, где создают продукты с использованием искусственного интеллекта, и где будет это актуально.
А вот на сферу, размер и выстроенность процессов внимания не обращала. Собственно, по этим критериям начала искать вакансии и нашла подходящую в Naumen.
Мне понравилось, как звучали задачи — было видно, что аналитику в компании собираются включить в бизнес-процессы, а не будут заниматься исследованиями «для галочки». Но хотелось узнать про атмосферу внутри. Мой прошлый руководитель знал о Naumen и окончательно развеял сомнения. Собеседование прошла, получила оффер и развиваюсь в компании уже 3 года.
Задачи отличались от моего прошлого опыта. Мне предстояло организовать процедуру исследований в компании с нуля, а не принимать задачи «сверху». То есть, разработать методологию, выстроить процессы, а еще донести важность понимания рынков и конкурентной среды до всех коллег — потенциальных заказчиков. Я осознанно приняла этот вызов, и, кажется, все получилось.
Сначала познакомилась с продактами, маркетологами и руководителями отделов, определила потребности и составила бэклог. Было сложно: так как не было никаких инструкций, а рынок ИТ для меня был в диковинку — много фрустрировала, но такая свобода дала мне «пинок» для развития. В итоге за эти три года мне удалось отточить методологию, популяризировать исследования среди коллег и даже создать небольшой отдел Naumen Research.
Сейчас мы вместе с коллегой выполняем три глобальных задачи:
— Работа с внутренними данными компании. Анализируем деятельность компании: делаем когортный анализ, сегментируем продажи компании по отраслям, анализируем из каких сфер приходят клиенты. Стараемся сделать так, чтобы сквозная аналитика была по всем продуктам — сейчас их больше тридцати.
— Кабинетные исследования. Собираем открытые данные о компаниях-конкурентах и рынке ИТ: как проходит цифровизация, какие есть планы, цели. Иногда такие исследования публикуем — например, недавно рассказали о цифровой трансформации в России.
— Проверка внутренних гипотез. Исследуем, как развиваться компании в целом, даем рекомендации по стратегии и инвестициям.
В этом году мы попали на карту исследователей отечественного рынка ИТ и смежных направлений от ICT.Moscow — нас отметили не только на уровне компании, но и внешние исследователи. Это значит, что мы движемся в верном направлении. И у нас уже есть планы по расширению отдела и найму — хочется взять на себя более амбициозные задачи, делать больше и глубже, уйти в «капитальное строительство» внутренней аналитики :)
Сама планирую полностью погрузиться в выстраивание процессов, а большую часть аналитической работы передать команде.
О скиллах аналитика
Исследования рынка важны в любой сфере, так как способны уменьшить неопределенность при принятии решений. Поэтому специалисты, которые способны пропускать через себя большое количество противоречивой информации и делать правильные выводы, будут востребованы всегда. Этот навык здорово прокачивается при аналитической работе.
Важный софт-скилл для аналитика — это не просто работать по ТЗ, а действительно понять, что нужно заказчику. Услышать, что именно у него болит и помочь сформулировать запрос на исследования.
А важный хард-скилл — внимательность и умение работать с информацией. Нужно понимать, что стоит за цифрами, искать данные. Это все придет с опытом. Но могу дать практический совет — когда смотрите на какую-то цифру, задайте себе вопрос, как получилась эта цифра? Если это, например, выручка от продажи каких-то решений, сколько у компании должно быть клиентов и продаж? Насколько это реалистично? Также повышайте уровень знаний о рынке. Например, полезно знать размер всего софтверного ИТ-рынка России, какой тип ПО занимает большую часть рынка, какая часть проектов делается на заказ, а какая отгружается в формате продуктов.
О Naumen
Naumen — это про человекоцентричность. Здесь есть все для комфортной работы: условия, доверие к сотрудникам, прозрачность процессов.