История успеха | Михаил Черешнев
Здорово, когда ты приходишь в компанию молодым специалистом, а затем поднимаешься по карьерной лестнице. Но неужели на руководящей роли рост заканчивается? До NAUMEN Михаил Черешнев был директором по маркетингу и партнером по прибыли в группе компаний Navicon и никуда не собирался… Но нам было что ему предложить. В истории успеха мы узнали, чем Михаила привлек NAUMEN, какими достижениями в компании гордится и как видит дальнейшее развитие.
О смене работы и новых вызовах
До NAUMEN в карьерном плане у меня все было хорошо: я был директором по маркетингу и партнером по прибыли в группе компаний Navicon. Я никуда не собирался. Но когда мне предложили работу с зарубежными рынками, я заинтересовался и решил попробовать. Тогда опыт работы директором по маркетингу был порядка 15 лет, а вот за рубежом я работал впервые.
Мне предстояло провести полный цикл маркетинга: от нейминга до выбора иностранных партнеров.
Пятого августа 2012 года мы с Андреем Зайцевым, директором департамента контактных центров и роботизированных систем, вернулись с Филиппин, еще не зная, что выберем эту страну для выхода на зарубежные рынки. А уже в районе 20 сентября провели пресс-конференцию в Маниле, запустили веб-сайт, придумали и сделали фирменный стиль для бренда NODA, поучаствовали в крупнейшей выставке контактных центров на Филиппинах. Это были очень сжатые сроки. У меня не было зарубежного маркетингового опыта, а мой английский оставлял желать лучшего — пришлось заниматься с носителем 3 раза в неделю, чтобы наверстывать упущенное. Было непросто.
Из смешных изменений: когда я пришел в NAUMEN, то я не носил бороду. Но когда отвечал за филиппинский офис, принял решение начать ее отращивать, чтобы старше выглядеть. Это было нужно для переговоров с партнерами и клиентами, которые, как правило, в тот момент были на 10-25 лет старше меня. Бороду ношу до сих пор.
О сложностях
К сожалению, наша деятельность на Филиппинах не дала тех результатов, которые мы ожидали. Пришлось перестраиваться по ходу. Так в 2015 году я стал отвечать в том числе и за весь российский маркетинг департамента контактных центров. Сейчас мы ведем операционную деятельность в Германии, в Берлине, а в 2017 году добавилось направление M&A.
Главные сложности – это высокая неопределенность, отсутствие понимания что есть правильный ответ, другая культурная среда и языковой барьер.
Спросить было не у кого, потому что у других скорее не получается.
Кроме того, ресурс, как правило, ограничен, причем не только финансовый, но и людской. Всегда есть задачи в России с более высоким приоритетом и быстрым эффектом отдачи инвестиций.
В рамках M&A направления приходится вести постоянные переговоры с фаундерами компаний и договариваться, соблюдая интересы NAUMEN. По одной сделке мы год договаривались — переговоры шли еженедельно!
О развитии и карьерном росте
Я отвечаю за 2 направления: международные рынки и M&A сделки в рамках развития нашего продуктового портфеля. Мне удалось вырастить отличную команду маркетологов под руководством Валерии Чижиковой, которая с января 2021 года делает весь продуктовый маркетинг департамента. Приходится больше делегировать, становится меньше узких конкретных задач, больше неопределенности.
Мои сотрудники лучше и быстрее чем я делают продуктовые презентации, диджитал маркетинг, мероприятия и так далее.
Самое сложное, что приходится в моменте — держать много разных и, как правило, нестандартных задач. Нужно постоянно переключаться, что весьма энергозатратно.
Как такового иерархического повышения у меня никогда в NAUMEN не было — росли объемы задач и ответственности. Я, признаться, никогда к нему и не стремился. Еще со времен работы в компании с численностью в 2500 человек, четко понял, что количество людей в подчинении — это не главное. Пять-шесть человек в управлении — это оптимально. Более того, мне очень нравится, что NAUMEN — это горизонтальная компания с минимальным уровнем иерархии.
Мое развитие происходит по мере решения задач. Их сейчас две. Первая — сделать так, чтобы наше международное направление ежегодно приносило не менее 10% всей выручки компании. Вторая — чтобы компании, которые мы покупаем и интегрируем в рамках M&A направления, росли согласно заложенному бизнесу плану и успешно интегрировались в бизнес NAUMEN.
В плане прокачки этот год у меня выдался весьма интенсивным. Я прошел обучение в Сколково по программе Skolkovo Global Shift — работа на зарубежных рынках. А также прошел курсы трекеров во ФРИИ. Сейчас у меня этап, когда полученные знания надо усвоить и применить на практике.
О NAUMEN
Когда я вхожу в большое дело или проект, всегда думаю заранее: как будут вести себя мои коллеги, если что-то пойдет не так. В NAUMEN такие ситуации тоже были.
Мы садились, в том числе с акционерами, обсуждали сложившуюся ситуацию и принимали решение. Честно, открыто, без обвинений.
Я это очень ценю и в NAUMEN с этим все в порядке, могу точно сказать.
Мне, конечно же, нравятся люди, с которыми я работаю, их профессионализм, ориентация на результат, атмосфера в коллективе, очень высокий уровень самостоятельности в работе, возможность видеть положительные результаты своего труда. За последние 6 лет NAUMEN стал одним из ключевых игроков в сегменте ПО для Контактных центров. Нам удалось увеличить выручку больше чем в 10 раз, мы увеличили свой продуктовый портфель, теперь у нас есть собственные ASR, WFM, Erudite, KMS. Еще в 2015 году ничего этого не было. И очень круто работать и видеть, что получается.
NAUMEN — это отличное место для работы по трем причинам. Во-первых, вы будете работать в индустрии, которая растет и имеет хороший потенциал. Таким образом, вы будете расти вместе с индустрией и будете ликвидны на рынке. Во-вторых, вы будете работать в растущей компании, то есть развиваться вместе с компанией. В-третьих, здесь работают приятные люди и нет промежуточных иерархических уровней. Если вы умны, активны, честны и трудолюбивы, то вы обязательное себя проявите!