Пресс-центр
В пресс-центр

Вторая волна

Стереотип общественного мнения: в России почти не осталось собственного производства, все делать разучились, сплошная отверточная сборка, экспорт энергоресурсов, наука в упадке. Так вот, отечественная индустрия ИТ – это одна из немногих весьма уважаемых областей, которая уже стала заметна в структуре ВВП. В 2011 году в России объем рынка ИТ оказался лишь вдвое меньше всего автомобильного рынка (30 млрд долларов против 65 млрд долларов).

Важность ИТ для развития многих отраслей невозможно переоценить. Отрасли телекоммуникации вообще не существовало бы. Банки и розничные сети не смогли бы комфортно обслуживать клиентов. Электроэнергетика, промышленность, машиностроение испытывали бы серьезные неудобства и непрозрачность в контроле своих технологических процессов. Все отрасли сейчас проявляют интерес к ИТ-решениям, способным поднять производительность труда, повысить качество обслуживания клиентов и снизить себестоимость. ИТ-директора входят в состав правления многих компаний на равных правах с коммерческими директорами. ИТ уважают, и часто получается так, что только при применении ИТ-решений компания может добиться победы в конкурентной борьбе.

Понятно, что не вся доля рынка в России достается отечественным поставщикам, присутствие западных игроков и технологий заметно. Однако российские компании уверенно держат 50% и более в довольно большом числе ниш. Поиск в интернете? «Яндекс», а не Google. Социальная сеть? «ВКонтакте», а не Facebook. Антивирус? «Лаборатория Касперского», а не Symantec. Бухгалтерия? 1С, а не Axapta. Можно продолжать, занятых «нами» рынков еще много: электронный документооборот, контактные центры, системы управления ИТ-подразделениями... Это не голословно, это подтверждают уважаемые аналитики из IDC, DSS, Gallup и т. п.

Недоброжелатели могут парировать, мол, российское ПО – это как «Газель» в пассажироперевозках. Да, у «Газели» доля рынка в Москве в 2011 году была 90%, но не от лучшей жизни, и, мол, со временем иностранцы возьмут свое. Но, в отличие от истории с «Газелью», потребителям, как частным, так и корпоративным, никто не мешает делать свободный выбор.

Америка пока недосягаема, а вот в Европе, пожалуй, только у Германии есть внушительная собственная «мировая» индустрия ИТ, местные поставщики держат хорошие доли рынков в стране и за ее пределами, немалый вклад делает и небезызвестный SAP AG. Но кто из нас в ежедневной работе встречается, к примеру, с софтом французской разработки? А скандинавской? А вот весь мир еще с начала 2000-х с удовольствием пользуется «Касперским», ABBYY и большим числом более нишевых корпоративных решений.

В прошлом, 2011 году объем экспорта ИТ (прежде всего продажи ПО и заказной разработки) обогнал объем экспорта алмазов (4 млрд долларов против 3,8 млрд долларов). Эксперты прогнозируют в ближайшие годы продолжение устойчивого роста экспорта не менее чем по 25% в год. Чем не пример избавления от ресурсной зависимости! Этот рост будет призвана обеспечить «вторая волна» российских завоевателей. Сегодня уже половина отечественных ИТ-компаний с оборотом выше 5 млн долларов серьезно посматривает за границы русскоговорящих рынков.

И если ряд отечественных разработчиков на местном рынке можно было бы обвинить в использовании стратегии импортозамещения по низкой цене, то в экспортной стратегии практически все генеральные директора наших компаний в интервью отмечают успехи в конкурентной борьбе не по причине дешевых решений, а по причине самых современных технологий и лучшего соотношения цена/качество.

Экспансия не ограничивается каким-то одним регионом, на каждом континенте есть успехи. Особенно там, где рынки стремительно растут. CBOSS успешно завоёвывает сотовых операторов в Африке. SpeechPRO рапортует о масштабных проектах по голосовой аналитике в Латинской Америке. Noda атакует рынок аутсорсинга контактных центров в Азии.

Авиапром, сельское хозяйство, многие другие, к великому сожалению, до сих пор живут за счет гигантских дотаций от государства. ИТ – отрасль молодая, не успевшая пристраститься к этому наркотику. Да, ИТ-компании отмечают высокое значение налоговых льгот, но по-крупному предоставлены сами себе и внимательного куратора со стороны министерства не ощущают. Поэтому во всем, чего отрасль добилась на сегодня и на какие перспективы нацеливается, ИТ-компании могут рассчитывать только на себя. Это очень важный посыл и мотивация для тех молодых специалистов, кто хочет ассоциировать себя с ИТ. Девиз ИТ: самостоятельность, ответственность, результат.

Игорь Кириченко
Деловая газета «Взгляд»

Ссылка на источник