Пресс-центр
В пресс-центр

Россиянам выдадут электронный паспорт

Госуслуги в Интернете для большинства граждан страны остаются недоступными.

Очередная новация премьера Дмитрия Медведева может уже с 2015 года в корне изменить жизнь россиян. Если, конечно, ее реализация не начнет буксовать точно так же, как и проект электронного правительства, судьба которого обсуждалась на вчерашнем заседании президиума Совета при президенте по модернизации и инновационному развитию РФ. Ожидается, что через два года населению выдадут электронный паспорт вместо бумажного, и это вынудит граждан активнее пользоваться госуслугами в Интернете. Эксперты указывают на плохое межведомственное взаимодействие и на невысокую компьютерную грамотность населения.

«Современные технологии позволяют идентифицировать гражданина, например, при помощи банковской карты или телефонной сим-карты. А в перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта, над чем сейчас работает целый ряд ведомств, компаний и регионов», – сообщил Дмитрий Медведев. Были названы и конкретные сроки. «Мы ставим задачу с 2015 года начать апробацию, поэтапный переход к российскому общегражданскому паспорту в форме электронной идентификационной карты с личным сертификатом электронной подписи гражданина вместо традиционного бумажного документа. Это создаст очень серьезную платформу для того, чтобы в ближайшие несколько лет мы совершили прорыв в части вовлечения граждан именно в электронный способ получения услуг», – пояснил вчера министр связи Николай Никифоров.

Правительство также планирует снизить степень секретности географических данных, чтобы госучреждения могли публиковать на своих порталах цифровые карты местности наподобие тех, что выкладывают в Интернете Яндекс и Google. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, в свою очередь, рассказал, что уже до конца этого года появится возможность электронной госрегистрации прав на недвижимость.

Между тем электронное правительство пока не слишком радует Медведева. К 2018 году 70% граждан должны получать госуслуги в электронном виде, тогда как сейчас этот показатель – около 20%. «Темпы перевода услуг в электронный вид пока трудно назвать оптимальными», – признал премьер.

Понятие «предоставление услуги в электронном виде» трактуется ведомствами по-разному. Нужно более четко определить, что это такое. «За этим не должна стоять просто информация об услуге на веб-странице ведомства. Задача – создать полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками. Он должен быть понятен не только продвинутым интернет-пользователям, но и обычным людям, людям зрелого возраста», – указал Медведев и добавил, что «ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей ворох бумажек, ксерокопий, которые они таскают в разные места». Система оказания услуг должна быть общефедеральной, важно, чтобы сервисами мог воспользоваться каждый гражданин РФ вне зависимости от места жительства и пребывания.

Чтобы хоть как-то простимулировать переход учреждений к инновациям, Медведев решил возглавить правительственную комиссию по использованию информтехнологий. «Думаю, что это пойдет на пользу, потому что такое внимание со стороны руководства правительства всегда создает дополнительное напряжение», – пояснил он.

Наблюдатели признают, что изменения в лучшую сторону происходят, однако их мало и касаются они, как правило, жизни в столице и мегаполисах.

«Получить загранпаспорт, записаться на техосмотр, оплатить штрафы – все стало значительно проще. Во всяком случае в столице. Но Россия – большая страна, всевозможные государственные базы данных и исполнители сильно разрознены и распределены между федеральными и региональными ведомствами. Некоторые ведомства до сих пор работают на бумаге, и персонал не знаком с компьютерами. Все это, конечно, сильно усложняет информатизацию», – описывает ситуацию коммерческий директор NAUMEN Игорь Кириченко.

Анастасия Башкатова
Независимая газета

Ссылка на источник