Пресс-центр
В пресс-центр

Почему сбои в ПО и инфраструктуре не интересны руководству

Сбои в ПО и инфраструктуре не интересны руководству. Почему? Дело в том, что ПО, инфраструктура и их эксплуатация – это уровень ИТ-руководителей. Но вот незадача – они могут тратить только операционные бюджеты. Так много решений по ИТ-мониторингу расплодилось потому, что айтишники вынуждены создавать сами для себя инструменты контроля своих активов, а бизнес не готов инвестировать и не понимает отдачи. В корпоративном секторе культура теперь такова, что более-менее крупный бюджет уже не защитить, если проект не решает задачу на уровне топ-менеджмента. А бизнес не хочет платить за «тушение пожаров» – это неизбежность, рутина, она будет всегда, но давать деньги именно на это – значит выбрасывать их в бездонную бочку.

ИТ все лучше осознает, что управлять надо непрерывностью услуг, которые приносят бизнесу деньги либо влияют на репутацию (онлайн-сервисы, фронт-системы обслуживания клиентов, системы самообслуживания, банкоматы и т.д.). Кроме того, уже нет времени что-то придумывать с нуля, и все теперь хотят готовые прикладные решения с элементами аналитики и BI: эксплуатация принтеров с контролем затрат на печать, эксплуатация сетей с контролем SLA, поддержка клиентских систем с высоким уровнем First Call Resolution.

Итак, новых требований к проектам по ИТ-мониторингу четыре.

Первое – результат должен давать понятный руководству статус работоспособности всей технологической составляющей бизнеса компании. Стандартные протоколы ИТ проникают все дальше за привычные области – в автотранспорт (GPS-трэкинг, датчики бензина, загрузки, пробега), в инфраструктуру зданий (системы контроля доступа, управляемое кондиционирование), на промышленные объекты (различные датчики на нефтяных вышках и обслуживаемом их спецтранспорте). Требуется контролировать сквозные бизнес-процессы (например, жизненные циклы эксплуатации) и наглядно визуализировать бизнес-сущности (конечных услуг и ИТ-сервисы), а это довольно далеко от привычных задач классических систем ИТ-мониторинга. По сути, вместо мониторинга оказываются востребованы развитые средства SCADA и Business Intelligence.

Второе требование – проект должен иметь адекватный период окупаемости. Сегодня в России сложилась уникальная ситуация в структуре рынка решений для мониторинга ИТ. «Большая четверка» вендоров (IBM, HP, CA, Microsoft) предлагает излишнюю и громоздкую функциональность и стоимость проектов от $500 тысяч, что достаточно дорого для средних компаний, но только в этом сегменте есть интеграторы, предлагающие проекты «под ключ» с хорошим уровнем сервиса. На другой границе есть opensource и недорогие решения вроде Nagios, Zabbix и Cacti, но рынка качественных сервисных услуг по их внедрению по объективным причинам их низкой стоимости и маржинальности никогда не возникнет. При этом на рынке есть средние компании и есть устойчивый спрос на проекты в ценовом диапазоне от $100 тысяч до $300 тысяч, что для большинства задач является более приемлемым уровнем затрат в сравнении с поставленными задачами.

Третье – должна появиться возможность для ИТ предотвращать или принципиально сокращать сроки локализации точки сбоя. Моделирование процессов эксплуатации на платформе мониторинга позволяет предсказывать превышение пороговых значений любых параметров, а также, через зависимости между элементами инфраструктуры, определять первоисточники глобальных сбоев. При этом нельзя разделять информационные потоки в системах обнаружения (мониторинг) и устранения (Service Desk), так как при большом ИТ-штате и текучке кадров эта историческая информация – на вес золота, особенно когда бизнес требует устранять сбои быстро.

И четвертое – внедренное решение должно адаптироваться и развиваться вместе с компанией несколько лет. Даже не самые крупные компании сегодня очень зависят от качества работы ИТ-служб и имеют довольно сложную и часто весьма специфичную ИТ-инфраструктуру. Типовые решения очень быстро перестают отвечать потребностям. Очевидно, требования по возможности «кастомизации» и гибкости систем мониторинга и управления ИТ-ресурсами в дальнейшем будут только расширяться и возрастать.

Василий Лихоманов
Интернет-газета «ComNews»

Ссылка на источник