Публикации

В пресс-центр

Новый закон – новые правила

В этом году 1 сентября станет не просто очередным Днем знаний: в первый день осени вступит в силу федеральный закон об образовании. Попробуем понять, какие перемены ожидают абитуриентов, студентов, учащихся и их родителей.

Прежде всего новый закон вносит изменения в набор ключевых определений и понятий. Например, «образовательные учреждения» всех уровней становятся «образовательными организациями», а вузовское образование перестает быть «высшим профессиональным» и становится просто «высшим». Новый термин действительно лучше отражает фундаментальный характер «вышки», но какое отношение имеет эта игра в слова к реальной жизни? Оказывается, самое прямое – названия и уставы образовательных учреждений должны буквально соответствовать закону, а это означает, что с 1 сентября в российском образовании стартует очередная кампания по массовой смене вывесок – все вузы, колледжи и даже школы должны будут внести изменения в свои названия и уставные документы.

Из перечня образовательных уровней исключается начальное профессиональное образование. Теперь учебные заведения, которые готовят квалифицированных рабочих, будут уравнены в статусе с колледжами (бывшими техникумами) – и те и другие будут давать среднее профессиональное образование. Эта мера призвана помочь профессиональным лицеям дистанцироваться от дурной репутации, доставшейся в наследство от советских ПТУ, и увеличить набор учащихся.

Дефицит на кадровом рынке квалифицированных «синих воротничков» на фоне переизбытка специалистов с высшим образованием и девальвации вузовских дипломов – это признанная проблема. Нужно увеличивать спрос на среднее образование. Согласно новому закону оно станет общедоступным. В этом году поступить в любой колледж можно будет без экзаменов (за исключением некоторых творческих и спортивных специальностей). Даже сертификат ЕГЭ для поступления теперь не нужен: если число заявлений превысит число бюджетных мест, колледжи будут отбирать абитуриентов по баллам школьных аттестатов. Для поступающих в вузы на общих основаниях тоже есть хорошая новость – срок действия результатов ЕГЭ продлен с двух до пяти лет.

Закон вводит довольно жесткие меры по отношению к неуспевающим учащимся и студентам. В законе зафиксировано понятие академической задолженности. Если раньше при установлении правил ее ликвидации образовательные учреждения располагали определенной свободой маневра, то теперь единые для школ и вузов ограничения прямо прописаны в законе. Пересдавать одну дисциплину можно только дважды (причем второй раз – не преподавателю, а комиссии), ликвидировать задолженность нужно в течение года, платные пересдачи запрещены. Выгонять двоечников из школ, конечно, не будут – государство не может отказать гражданину в его конституционном праве на общее образование, и неуспевающих школьников будут переводить на повторное обучение, адаптированные программы и индивидуальные учебные планы. А вот студентов, не сдавших задолженности, вуз будет отчислять. Эта норма должна положить конец принятой во многих частных вузах практике, когда неуспевающих студентов не отчисляют годами, чтобы не потерять их оплату за обучение.

После вступления в силу нового закона станет проще получать информацию о работе вузов и колледжей. Требования по раскрытию информации в Интернете были установлены и прежде, но новый закон расширил перечень публикуемых сведений и ужесточил сроки обновления информации. Сведения об образовательных программах теперь нужно публиковать с указанием изучаемых дисциплин – для вузов это требование означает необходимость публикации на сайте развернутых учебных планов, причем информацию нужно будет обновлять в течение десяти рабочих дней с момента изменения (а не месяца, как раньше).

Также вузы будут обязаны публиковать сведения о результатах приема и информацию о трудоустройстве выпускников. На сайтах вузов будут доступны актуальные данные о вакантных бюджетных и платных местах, и этой информацией смогут воспользоваться студенты, желающие перевестись из других учебных заведений. Чтобы соответствовать этим требованиям, вузы должны будут модернизировать собственные информационные системы, улучшая интеграцию порталов и внутренних систем администрирования учебного процесса.

Федеральным информационным системам посвящена отдельная статья закона. В дополнение к уже действующим системам – системе проведения ЕГЭ и системе, хранящей сведения о выданных дипломах, – будут созданы новые системы федерального уровня: реестр аккредитованных образовательных организаций, информационная система государственного надзора в сфере образования, единый реестр апостилей. Определенной IT-поддержки на федеральном уровне потребует и организация мониторинга системы образования, обязанность проведения которого теперь закреплена за Минобрнауки.

Новый закон легализует цифровые библиотеки и электронные учебники, допускает электронное обучение и дистанционное образование, закрепляет использование международной кредитной системы измерения трудоемкости курсов, поощряет создание сетей образовательных учреждений и содержит много других прогрессивных норм, отвечающих потребностям сегодняшнего дня. Действующий в настоящее время закон об образовании принят в 1992 году, за 20 лет он превратился в лоскутное одеяло из поправок. Принятие нового закона должно навести порядок в существующей системе и обеспечить российской системе образования условия для развития. Как получится на деле – покажут подзаконные акты, большинство из которых еще разрабатывается, а также правоприменительная практика.

Федор Медведев
Интернет-газета «РБК Daily»

Ссылка на источник