Пресс-центр
В пресс-центр

Медведев назвал новой столицей Ульяновск

Россия может улучшить показатели инвестиционного климата одним росчерком пера.

Вчера Москва едва не лишилась статуса столицы России. В качестве альтернативы премьер Дмитрий Медведев назвал Ульяновск. Мотивы – международные рейтинги удобства для ведения бизнеса, составляемые по крупным городам и мировым столицам. Белокаменная по большинству критериев проигрывает конкурентам. А вместе с ней проигрывает и вся страна. Ульяновск же, напротив, числится в лидерах. И если бы столицей России был этот город, то, может быть, отпала бы необходимость правительству принимать дорожные карты по улучшению делового климата.

Заседание правительства началось почти одновременно с итоговой пресс-конференцией президента Владимира Путина. Может быть, этот факт и повлиял на Дмитрия Медведева. Временами премьер выглядел то ли растерянным, то ли рассеянным. Казалось, что он следит за тем, что происходит в Центре международной торговли, и внимательно слушает ответы своего бывшего напарника по правящему тандему.

И пока Путин отвечал на вопросы прессы, правительство обсуждало улучшение инвестиционного климата, снятие излишних ограничений, административных барьеров для бизнеса. «К настоящему времени дорожные карты утверждены по пяти направлениям. Речь идет о получении разрешений на строительство, на таможенное администрирование, на поддержку экспорта, регистрацию собственности, повышение доступности энергоинфраструктуры – это те направления, которые всегда предприниматели называют наиболее проблемными. К 2018 году число регулируемых процедур, этапов, согласований, различного рода формальностей, которыми государство обычно занимается, должно уменьшиться в разы», – заявил Медведев.

Докладчик по основному вопросу – глава Минэкономразвития Андрей Белоусов – дополнил выводы премьера своими оценками. По его словам, дорожные карты Агентства стратегических инициатив (АСИ) выбраны по тем направлениям, где Россия по качеству регулирования, опросам и рейтингам больше всего отстает от сопоставимых стран.

Впрочем, министр незамедлительно вскрыл резервы улучшения рейтинга. Предлагаемые меры оказались в прямом смысле слова нестандартными. Оказывается, существует огромный разрыв между регионами по срокам и стоимости получения разрешений на строительство. По данным Всемирного банка, в Сургуте количество процедур для получения разрешения на строительство -17, в Москве же требуется пройти уже 42 такие процедуры. Срок выдачи в Сургуте соответствующих разрешений – 150 дней, в Москве – 344 дня. «Если бы у нас сегодня столицей была не Москва, а Сургут, то позиция в рейтинге по данному показателю у нас была бы не 178-я, а 111-я», – подчеркнул Белоусов.

«То есть проще столицу перенести, чем изменить показатели?» – не удержался Медведев. «Это только по одной позиции. Лучше всего в Ульяновск перенести, потому что он оказался абсолютным победителем в рейтинге. Мы бы тогда переместились сразу, за счет этого акта, примерно на 70-е место», – уточнил министр. «Ну, это нормально. Столица была в Ленинграде – Ульяновск тоже хорошее название», – заключил премьер. И ошибся – Ленинград столицей никогда не был. Петроград был столицей до 1918 года, когда советское правительство не перебралось в Москву. Город же на Неве переименовали в Ленинград лишь в конце января 1924 года, после смерти Владимира Ульянова (Ленина).

Уличать премьера в незнании истории министры не стали. Вместо этого они сосредоточились на поиске путей улучшения рейтинговых показателей России. Выяснилось следующее – исключительно ради позиций в рейтингах всю страну переделывать смысла нет. Министр по взаимодействию с открытым правительством Михаил Абызов констатировал, что коль скоро западные эксперты берут за основу ситуацию в Москве и Петербурге, по логике, там и следует сконцентрировать усилия, но министр, конечно же, считает, что решать проблемы надо в масштабах страны.

Со своей стороны глава Минфина Антон Силуанов, на примере Федеральной налоговой службы, резко улучшившей показатели в мировых квалификациях, объяснил, как это следует делать – предметно работать с представителями международных рейтинговых агентств, которые бывают просто не информированы об истинном положении дел в России. Насчет ФНС иностранцев посвятили, и результат налицо. Ведомство за два года на сорок пунктов улучшило свою позицию в рейтинге Doing Business. «Этому продвижению способствовала кропотливая работа с сотрудниками аппарата Всемирного банка, потому что по каждой позиции, по которой видели, что нас просто неправильно оценивают, мы предоставляли дополнительные материалы, дополнительные справки и так далее. То есть я призываю коллег точно так же действовать», – заявил Силуанов.

А вот мнение на этот счет бизнеса, ради которого все дорожные карты принимаются и реализуются, часто не совпадает с оценками министров. Коммерческий директор компании Naumen Игорь Кириченко назвал меры по улучшению инвестклимата своевременными. Но залог успеха большинства из этих мер он видит в сокращении числа согласователей, упрощении процедур и снижении числа документов. «Необходимо также снизить количество личных контактов с чиновниками», – подчеркнул эксперт.

«Таможенное администрирование, поддержка доступа на зарубежные рынки, регистрация собственности и повышение доступности энергетической инфраструктуры, с учетом присоединения страны к ВТО, – безусловно важные вопросы. Их решение необходимо. Но для совершенствования делового климата в стране необходим более комплексный подход», – говорит гендиректор City Express Алексей Кичатов. Кроме того, бизнесмены отмечают обострение транспортных проблем в стране, в связи с чем необходима специальная «дорожная карта» по улучшению инфраструктуры, в частности ее логистической и транспортной составляющих.

Направления «дорожных карт» АСИ актуальные, но не первостепенные, уверен гендиректор компании EKF Electrotechnica Александр Тезяев. В его понимании готовность к инвестициям базируется на уверенности в экономической стабильности, защите бизнеса и исполнении законов и процедур. «Решение именно этих вопросов в первую очередь интересует потенциальных инвесторов, причем как российских, так и зарубежных», – отметил Тезяев.

Скептически оценивает дорожные карты и председатель совета директоров ООО «ТРАНСПРОЕКТ» Виталий Максимов. Он признался, что предпочел бы, чтобы эти карты были проверены в тестовом режиме, в «пилотном» регионе, под контролем АСИ. Это важно для проверки жизнеспособности предлагаемых не идей, а процедур их внедрения. «Сейчас, когда я слышу о создании системы мониторинга, ничего, кроме ощущения, что АСИ запустило в жизнь достаточно непроработанные планы, не возникает», – поделился опасениями эксперт.

Игорь Наумов
Независимая газета

Ссылка на источник